На ровном участке асфальта услышал какой-то звук в двигателе. И не стук вроде, и тон начал меняться. То ли надумывается, но тревога в душе появилась. На плохой дороге все нормально, а как участок хорошей, то что-то не так. Наклоняюсь, сравниваю, да вроде не чудится: в левом есть дополнительный звук. Останавливаемся в тупиковом съезде. Раздеваемся (по опыту прошедших стоянок) и смотрим. Это – впускной клапан. Провалились сухарики в верхней тарелке клапана. Коромысло своим телом сначала нажимает на край тарелки, а потом уже носиком на торец клапана. Что делать? Сухарики вроде еще должны поработать в конусе, а коромысло по тарелке?
А Дмитрий уже достал столь любимый мною молоток. И тут я вспомнил, как регулировали клапана испытатели двигателей на конвейере. Молодым конструктором я попал на последний этап сборки двигателей – обкатку, где каждому испытателю на стенде за смену приходилось катать до 20 двигателей. И когда я увидел, что клапана регулируют молотком, у меня дар речи пропал.
— «А что я регулируемые винты буду крутить? И сколько тогда я движков сдам? План-то кто будет делать?».
Обкатчик, слыша какой зазор у клапанов или его нет, изящным движением молотка бил по кронштейнам коромысел, то вперед, то вверх, то назад, и двигатель преображался. Воспоминания из СССР.
От нашего молотка движение изящным не получится, и я ослабляю крепления коромысла. И… побежала вода из отверстия под штангу. Это еще ничего. Молотком отодвигаю коромысло от тарелки и затягиваю коромысло. Меряем зазор, нормально! До дома дотянем. Прячем молоток, доливаем воду, закрываем крышку, поехали!
Есть какая-то прелесть в работе механика: ты можешь что-то сделать – оживить мотор, заставить работать то, что не должно было. Я знаю, что меня многие парни понимают, кто бывал в сложной обстановке. Ладно! Наслаждаюсь своим могуществом, слушая ровные и понятные звуки двигателя.
-Поехали, поехали!