Клапана, кривошипы, молотки!
Возвращаясь из мотопутешествия по Сибири, я вдруг услышал неправильный звук в левой головке цилиндра. До Ирбита еще тысячи полтары, а самое интересное уже позади, домой хочется, что и не передать, а тут вдруг неприятное шелестение.
Снимаю крышку головки, кикстартером кручу и, о ой -е! Коромысло сначала нажимает на тарелку, стараясь свернуть ее с клапана, а потом только на торец клапана. В результате сухарики прилично стерлись и прилично провалились. Как это все еще не развалилось? Вовремя тормознули. Надо менять тарелку с сухарями, но как?
Тормознули то хорошо, но и по времени тормознемся прилично. Дело в том что мотор водяного охлаждения, и только ослабь шпильки произойдет разгерметизация. Ремонт не долог, долго ждать когда герметик затвердеет.
Два дня до дома, а нам почти сутки сушить герметик в степи? Да, нехорошо!
И тут я вспомнил родной мотозавод и как регулируют клапана на «обкатке» испытатели. Бросили меня туда «на прорыв» как молодого и совсем не помню, что я там прорывал, но меня потрясло одно явление.
Обкатчик делая первый пуск двигателя в руках имел один ключ на 12 и алюминиевый молоток, ловкими ударами которого по кронштейнам коромысел выставлялся зазор в клапанах. Меня как конструктора сие действо возмутило и я вмешался в его технологические действия. А он мне: — «Если я буду ключиками делать, как вы написали, то мне и половины не обкатать двигателей от плана.
Ты посмотри: все так делают». И действительно обкатчики ловкими ударами молотков заставляли двигатель «шептать». Неизгладимое впечатление на молодого конструктора двигателя.
Я достал из багажника молоток, правда он у меня огромный и железный. Дима, напарник по пробегу, округлил глаза, правда, ему понравилось как я этим молотком чинил зажигание тремя днями раньше. Ослабил немного шпильки, прижимающие проблемное коромысло, и … изобразил изящный удар по нему. И о! Коромысло встало на место. Не совсем как надо, но доехать можно. Подтягивая крепеж, я уже гордо посматривал на Диму. А минут через пять моя душа восторженно пела в такт ровной работе двигателя по дороге к дому.
Рассказываю это механику музея мотоциклов, а в прошлом испытателю с большим стажем Александру Чувашеву. Смеется: — «А нас ведь тоже постоянно бросали на обкатку. Меня там научили молотком не только клапана регулировать, я молотком зажигание выставлял «пораньше» или попозже». Главное куда и сколько ударить».
И тут я тоже вспомнил про виртуозное владение молотком.
Был такой Иван Долгих – контролер- сборщик от отдела технолога, с которым мы раз в две недели проводили контрольную разборку двигателя на предмет качества. Раз разобрали – треугольник кривошипа не бьет, два разобрали не бьет, три разобрали не бьет. Он мне говорит: — «Давай хоть раз в два месяца в допуск будем вкладываться, уже нехорошо как-то». – «А как мы вложимся если не бьет?» — «Сейчас»- говорит. Поднимает кривошип как куренка за шатун, покачивает его многозначительно, потом как даст молотком по цапфе.
Ставим в центра – биение ноль.
Ноль!
Иван говорит: — «Ну ладно, ноль то писать не надо, давай сотку напишем?» А я просто в шоке, один удар в нужное место молотком и ноль! Как же выстраивали действия мозги Ивана, что бы удар был абсолютным?
Зря контролеры и госприемка хотели отбирать молотки у рабочих.
— Как без молотка?
– Мотоцикл без молотка не получился бы.