За стелы я взялся не от «тяжелой жизни» периода работы КБМТС, за стелы я взялся из-за престижности заказа.
— Кто делал стелу «Ирбитский район»?
— Контора КБМТС!
— О, круто!
Гордыня. Правда, было время, когда мотоциклетной темы было немного и приходилось делать и сцены на площадях, и входные группы для магазинов. В такое время главное — это коллектив сохранить.
Период «тяжелой жизни» наша контора переживала тремя годами ранее, примерно в 1996, когда мы переходили от чисто конструкторских разработок к продаже нами разработанных и нами же изготовленных изделий.
К стелам. А еще, у меня были хорошие отношения с директором ДРСУ ирбитского отделения Бахтиновым Василием Петровичем. Сначала мы для него сделали «проходную группу», чем и вошли в доверие. Вот фото проходной группы.
Так как в город ведут три основные направления, то строим три стелы.
Первая стела на Камышловском направлении. Это направление было главным. А как вы думаете, как определяется приоритетность направления? По какой дороге в Ирбит ездит губернатор, то и главное. Гляньте, практически все города Сибири имеют шикарные въездные группы в сторону Москвы, и дороги шире в сторону Москвы раза в два. (Последний раз я ездил в 2012 году.)
На Камышловском направлении была стела, но посмотрите какая.
1999 год. На дворе капитализм и демократия, а у нас стела «серп и молот». Как там у поэта: — «Снизу молот, сверху серп: — это наш советский герб».
Конечно Василию Петровичу за «серп и молот» объясняться не хотелось, вот возникла потребность в моем творчестве.
Дизайном стелы я распорядился, как хотел, в основе стандартный стальной лист 1,0мм 1125мм х 2500мм и информационная доска. Вот эскиз, который был одобрен директором Василием Петровичем и фото уже установленного изделия.
Изготовление, установка, оплата: — все это обыденно и скучно для читателя. Разве что мой мастер оставил наверху стелы мою любимую отвертку, когда прикреплял герб города. Я поминал ему это лет пять, когда укорял его в каких либо текущих утратах. Мастер не выдержал и послал своего племянника достать эту злосчастную отвертку. Достал.
Да, надо сказать читателю, что КБМТС изготовляло стелы, устанавливало их ДРСУ. То есть — это плод совместной работы.
Вторую стелу в сторону Тюмени я задумал как символ в виде щита и копий времен Ермака.
Вообще старая стела представляла собой трудно заметную композицию даже зимой. Вот на фотографии попробуйте, прочитайте.
Стелу изготовили, привезли к месту установки, и вдруг, оказывается, ДРСУ дал нам грузовик, кран с крановщиком, но не дал стропальщиков. Как это получилось, я не помню, скорее всего мой недогляд.
Установка стелы шла нормально, пока не настал период установки герба города Ирбита. Поверхность информационной доски оказалась не просохшей, то есть, вставать на нее было нельзя. Нужно было работать с корзины, но ее не было. Крановщик предложил площадку под груз, на которую должен встать мой слесарь. Во-первых, это страшно, во-вторых, это злостное нарушение техники безопасности. Артачились долго, пока не согласился самый молодой, но с двумя растяжками с земли.
Повесили, выдохнули!
А к 2001 году подоспела новая дорога в Ирбит со стороны Режа. Новой дороге — новую стелу! Василию Петровичу из ранее построенных стел больше нравилась стела на Камышлов, в этом плане я и занялся проектом. Но мне всегда хотелось новизны.
На этот раз я предложил трехлопастной столб с информационной доской. Еще и более высокий столб, однако, все это меня как-то не удовлетворяло. Хотелось что-то в динамике (полет на Луну).
Ветер!
Мельница!
Нарисовал ветряное колесо с девятью спицами, расположенными на вертикальном барабане на подшипниках с девятью вертикальными лопастями.
Василий Петрович проект одобрил. Все! Погнали делать.
Сделали, надо ставить.
Сначала ставится мощное Рэм-основание, которое заливается бетоном. Далее монтируются секции высотой 2.5 метра. Фиксация секции идет на три пальца предыдущей секции сваркой в подготовленные отверстия. Последнюю секцию поднимаем за «птичку», скрытый крюк.
Установили, акт подписали, денежки получили.
Я не участвовал в установке, причины нашлись, но мои парни меня уверяли, что лопасти мельницы крутятся, не быстро, но крутятся. Когда я проезжал мимо в Екатеринбург я не видел, вперед рано утром, назад поздно вечером, темно. А днем многие видели. Мне говорили, что губернатору Росселю стела понравилась, ветряк отмечал, что нигде подобного не видел.
Прошли зима и лето. Осенью, где-то в конце сентября, мне звонит знакомый водитель Газели:
— Виктор, стела ваша упала.
— Стела?
— Стела на Артемовск. Я как раз проезжал мимо, на глазах моих пала.
— Я с Артемовска ехал. Ветер сильный был, фургон аж бросало. А тут возле стелы вроде и ветра не было. Смотрю, она вроде шевелится, потом как будто бы взлетать начала, как ракета, только неровно. Потом как хряснется по ходу, мне аж жутко стало. Не остановился я, сообразил потом, что позвонить надо. Вот, до телефона доехал, звоню, в магазине я на разгрузке.
Я хватаю мастера и на Волге к месту падения. Сорок минут и мы на месте. А лопастей от ветряка уже нет. Полтора часа прошло, а лопасти уже украли. Про стелу что рассказывать, все на фото, а вот причину падения мы поняли сразу:- «сварщик».
Сварщик не приваривал трубу секции к пальцу нижней секции, он заваривал отверстия. Секции практически не зафиксированы сваркой, они собраны как «лего».
Сильный ветер со стороны леса, образовал воронку, где воздух в районе стелы поднимался вверх. Внутри полой стелы возникла подъемная сила вверх или внутренняя тяга. Стела начала взлетать и разваливаться. Полет не долгий, но полет.
Через пару дней ДРСУ установило нижнюю часть стелы с информационной доской, а остальную часть привезло к нам в КБМТС.
Стали решать, что делать, и кто виноват.
Василий Петрович отдал полномочия решать от ДРСУ своему главному инженеру, который на каждом совещании всю вину перекладывал на нас:
— Чей проект? Чье изделие? Мы только устанавливали.
— Непровар сварных клепок – это и есть вопрос установки.
— А ваш инженер присутствовал при установке, вы и виновны в непроварке.
— В корзине на высоте могли находиться только ваши работники. Как контролировать?
Эти разговоры продолжались с месяц. Но как-то в доказательстве своей правоты главный инженер достал договор Ирбитского ДРСУ с Артемовским ДРСУ, где указывались меры ответственности в случае того или того. А меня захлестнула волна обмана. Я отобрал договор и увидел стоимость установки нашей стелы.
— Вы получаете от них двойную цену, что заплатили нам? Это за тонну бетона и работу сварщика – халтурщики? Круто! Очень круто!
Я встал и ушел. Никакого разговора ни на следующей неделе, ни через месяц не последовало. Я не знаю, какие мысли были у директора и главного инженера, а у меня было чувство обиды, что на мне делают деньги.
Стела вот в таком виде простояла несколько лет. Фото с Интернета.
Вдруг в 2008 году меня вызывает мэр Ирбита Гельмут Андрей Теодорович. Приведу беседу сокращенно раз в десять.
— Ваше предприятие стелу на границе Артемовского района ставило? Почему она в таком плачевном состоянии?
Я рассказал всю историю изготовления, установки, падения и выяснения отношений.
— У нас через месяц «Ирбитская ярмарка», гостей много поедет возле этой стелы, губернатор поедет. Он, кстати, видел ее в нормальном состоянии и отмечал, что стелу с динамикой видит впервые, что такого больше нет нигде. Нужно восстановить стелу.
— Вот в том виде, в котором стела была с динамическим ветряком, это сложно по времени и дорого.
— Да, средств на это не выделено. Кран, площадку, сварщика могу выделить.
— Нижняя часть стелы ладом не стоит, на нее еще нужно время и деньги.
— Давай так, я ДРСУ попрошу поправить нижнюю часть стелы, а Вас, Виктор Николаевич, прошу сделать законченной верхнюю часть. С ветряком или без ветряка вам решать.
Ярмарочное утро пятницы, начальство города ждет губернатора. Я подхожу и докладываю, что стела поставлена в такое-то время, в таком-то виде. Меня прерывает заместитель мэра Курмачев Александр и отводит в сторону.
— Тут такое дело: — госпожа Т……..а (депутат областной думы) выставила претензию в наш адрес, что мы на земле Ирбитского района установили гербы города Ирбита. Нам ночью пришлось снять гербы на всех трех стелах.