Ирбитский ипподром 2

Семидесятые года прошлого века. Моим кумирам мотоспорта посвящается.

У подкорытовских пацанов в двенадцать, пятнадцать лет у всех были мопеды. Родители покупали их нам, верив в безопасность забавы. В город мы не ездили, тогда милиция мопеды отбирала, мы ездили в луга. Через мост и катай по отличным луговым дорогам. Весной всю пойму лугов заливало, проходило своеобразное очищение. Громадная территория была отведена под пастбища и покосы. Дороги, накатанные рыбаками на мотоциклах и колхозниками тоже на мотоциклах, для мопедистов были идеальными. Рыбачить, купаться, просто кататься: — все на мопедах.

Вот теперешний снимок из космоса наших мест. Ну! Как тут не кататься?

В кармане свечной ключ с семейником и на весь день в луга, пока голод не заставит вернуться. А еще бензин и поломки. Чинились часто, и в лугах в том числе. Мастерской у нас во дворе не было, вернее мастерской был весь двор. Запчасти и части мопедов могли быть везде, даже в загоне для уток. Чинились коллективно, но с возрастом я предпочитал уединяться. Мне не стало нравиться понятие:- «Как у Всех». Моя «Пенза» черного цвета с движком Д-6 стала менять свой облик. Долго ли длился период «тюнинга» мне не вспомнить, но в конце концов меня потянуло на «кастом».

Вот фото не моего, но что-то близко:

Тогда не было таких слов, да и влезание в заводскую конструкцию считалось варварством. Поэтому просто так самовыражением ни кто не занимался. Другое дело спортивный мотоцикл — разрешено все, ну почти все.

 Ограничивало отсутствие сварки, а то бы меня было не остановить. На завод не попасть, выездные монтажники только по договоренности родителей. А они на мои кастомовские увлечения смотрели отрицательно:

— Раму изрезал? Да мы покупать тебе вообще ничего не будем.

— Пап. Мне бы заварить. Договоришься, когда «монтажники» на выезде будут?

— Мать пусть тебе нитками сшивает. Ты чем-то думаешь, когда режешь?

Каким-то образом, разваленное «железо» возвращалось в мопед, удивляя или раздражая «специалистов». А мне  быть во внимании уже было интересно.

И вот. После очередного чемпионата на ипподроме мне пришла в голову мысль о пятидесятикубовике для гонок на ипподроме.

Седуху узкую, длинную (мама помогала) — вниз, почти на заднее колесо, руль короткий ниже. Фары, крылья долой. Убрал педальный привод – заводить в толкача. Подножки в зад. Посадка у меня была как будто я на ипподроме в середине прямой.

Доволен? Не то слово. Счастлив. Не все меня понимали, но принимали отлично.

Однако прошла неделя, другая и мой гоночный вид приелся на общих покатухах. Более того меня старались все обогнать,  и в этом у них было удовольствие. А каково мне, когда и обгоняли?

— Мотор, надо мотор делать, что бы всех. Но и так все поджато.

Книжки читать не охота, да их и не было, а вот слухов о бесконечных возможностях двухтакников в руках классных механиков было бесконечно много.  

— Каналы пилить надо, каналы.

Рассказывали о целой гильдии мастеров из Каменск-Уральского, которые пилят моторы для кросса, для ипподромных гонок, для шоссейно-кольцевых гонок. А некоторые умельцы могли так настроить мотор, что он на два или три круга на ипподроме мог выдать в два раза больше мощности, чем обычно. Много разговоров было о таинственном «молибдене»:

— Смазал поршень молибденом и без масла на заезд хватает.

— А масло что, хуже смазывает? Как молибден добавляет мощность?

И вот мы снова на ипподроме, снова у закрытого парка. Если где-то вскрывают мотор, мы туда, пытаемся уловить тайные действия механиков.

— Где этот молибден?

— А ты смотри, сколько каналов перепускных, по четыре с каждой стороны цилиндра.

— Вай!

— Пошли отсюда, шпионы ирбитские!

Махнул на нас механик. Надо сказать, механики и гонщики намеренно подогревали интерес к технической тайне. Пугали друг друга новыми решениями, секретными материалами, заграничными присадками для спирта. Про топливо вообще ходили легенды, поэтому на выезде на старт стоял судья с чайником и наливал всем одинаковые порции.

— Смотри, вон у «24»-го на раме вроде краник стоит. Он наверняка его потом тайно откроет для своего топлива.

-Пошли на выход с виража, скорее всего там будет открывать.

Мы рвем на выход из первого поворота, нам уже не интересен старт, сам поворот, мы одержимы тайной «24»-го.

И так весь день мы находимся в технически спортивном тонусе. Время от времени из «закрытого парка» раздается басовитое рявканье — это Уралы. Они напоминают о приближающемся финале дня, а кому-то о самой сущности сегодняшних соревнований.  Со временем рявканье учащается, а порой сливаясь в один общий рев.

— Старт! Слышите?

— Какой старт? Еще у «350» два заезда.

Но нервы не выдерживают. Мы бежим на старт, где не протолкнуться, пробиваемся, успеваем на предпоследний старт «Ижей». Хоть и возбужденно провожаем сорвавшиеся мотоциклы, но гонку уже не отслеживаем. Мы в ожидании «колясок». Толпа народа у старта увеличивается, что затрудняет наши  движения. К Уралам уже не пробраться, и на старте место не потерять. Начинается ожидание. Громкоговорители борются с ревом двигателей, выдавая непонятную информацию то ли  про предстоящий заезд, то ли про победителей прошедшего заезда.  Меняются зрители, звучат знакомые фамилии кумиров, появляется слово «экипаж», «экипажи».

Выезд на старт — целая церемония. Мы обсуждаем, кто и как выезжает, какие позы занимают колясочники. Есть какие-то «приближенные», которые выходят на дорожку и разговаривают с водителем. Кто говорит, что это тренер, кто говорит, что это генерал с ДОСААФа, кто-то назвал его конструктором. Последнее мне нравится больше всего, и для меня придает значимость процедуры.

Взрывают моторы, прилегают гонщики к металлу, и …  Далее мне не рассказать, потому как позднее и сам стартовал на этих Уралах, правда только в мотокроссе.

А я с соратниками уже на вираже:- «Вот они красавцы, смотрите!»

Заезд потихоньку уравновешивает пролетающих экипажей и затихает, а там уже новый рев армады рвет звуком воздух: — старт!

— Поехали!

Ждем их на вираже. Крики болельщиков опережает гонщиков.

— Валя давай!

— Ши Цы Пин!

— Кто? Это кто? Ши Цы – это кто?

Спрашиваю я дядьку в штанах, жующего папиросу.

— Это парни китаец, только наш китаец, Валька Шипицин с Двадцать четвертого.

С Двадцать четвертого? Это уже авторитет. Вот они на подходе. Тянем шеи навстречу звуку, и …

— Слабаки! Рекорд Веньки ему не взять!

-Ты чего дядя?

Мужик в штанах было накидывается на более старшего дядьку в пиджаке, но узнает знакомого и начинается спор про какого-то  Вениамина, рекорд скорости. Мне интересно, но все разговоры прерываются: — снова проходит вираж четыре экипажа.

— Плотно идут. Будут на финише разбираться.

— Дядя, какой рекорд?

Я ставлю в ступор дядьку в штанах. У него видимо «пролетевшие» гонщики унесли всю его память с собой. А дядька в пиджаке мне чуть  растолковал:

— Рекорд ипподрома 36 секунд Губин Вениамин поставил в 59-ом году. В пятьдесят девятом! Сейчас шестьдесят девятый, никто побить не может. Десять лет ни кто, слабаки.

Дядька озадачил меня и моих подкорытовских друзей, но очередной  взревевший заезд нас снова увлекает гонкой, фамилиями, стремлением все заснять на фото.

Сейчас я думаю:

— То ли я снимал тогда? В рассказе больше использую чужих фото, свои слабые. Вот бы фото тех дядек, рассказавших про рекорд, механиков с Каменска, пробы, когда гонщик без шлема. О Вениамине естественно забылось. Но жизнь удивительна, она свела меня с рекордсменом Губиным совсем в другом аспекте и в другое время.