Была мечта:- Спуститься и подняться по перевалу Кату Ярык, прокатиться по долине Чулышман и полюбоваться Телецким озером.
Но что бы это осуществить нужно доехать до Алтая, прокатить по Чуйскому тракту, потерять счет перевалам, забыть их названия. Путешествие уже было самодостаточным, но все только начиналось.
Все мотопутешествие можно разделить на три части:
- Ирбит — Алтай . Выразить в «тегах» это: асфальт, федералка, фуры, скорость 90, мотели, кафешки, по 700км в день. Ну и обратно то же самое.
- Чуйский тракт. В «тегах» это: О… обалдеть, фотографируй, дорога супер, оппа.., классный вид, ну примерно всю дорогу так и обратно.
- В Чуйскую долину от Акташа по перевалу Кату Ярык к Телецкому озеру и обратно.
Каждая часть самодостаточное путешествие. Рассказать все можно, но будет много всего разного, а вот вкусный кусочек определенных ощущений вполне воспринимаем.
И так перевал Кату Ярык, в Акташе сворачиваем на Тюбук, видим массу достопримечательностей(одни Красные ворота чего стоят), асфальта нет, перевальчики без счета, алтайцы уже натуральные, ну все отлично.
Я, готовясь к пробегу(я так называю свои путешествия), этот перевал пересмотрел на фото и видео, зимой и летом, на авто и вело, но все в Интернете. Я практически уже все знал, и вот мы едем. Едем, едем, едем…е.. , да где же оно?, где чудо интернетное?
Километры длиннучие, дорога дрянь, развилки какие то, может не туда свернули? Спросить некого, ну скоро хоть что то будет узнаваемо?
По карте Кату Ярык не так далеко от Улагана, но ожидание превысело все мое терпение.
Наконц , я уверян, открывается долина Чулышман.
Я столько об этом смотрел и думал, что хотел бы увидеть Кату Ярык до захода солнца. А уже поздно.
Вот он, ожидаемый.
Кто то зовет сапым сложным в России, кто то самым красивым.
Пойдем на спуск завтра, а сегодня наслаждаемся красатой Чулышмана.
Встали с южной стороны этого гребня, практически в метрах 12-15 от края.
Опасаясь за утренний ветер, привязали палатку к мотоциклу и к камням. Колышки палатки особо воткнуть некуда. Место хоть и посещаемое, но на ночь вроде тут не останавливаются. Внизу расположены два приюта.
Понаблюдали за движением на перевале. Вечером все едут вниз: — возвращаются местные из района на УАЗиках (буханки), туристы на внедорожниках с новосибирскими и кемеровскими номерами спешат до темноты встать у Чулышмана. Довольно оживленное место, правда, мотоциклов нет.
«Восьмерку» затащил УАЗик, и быстро вниз — халтурит. Как объяснил ее водитель, что дорога на перевале очень разбита, камни не дают разогнаться. Я и раньше смотрел видео ролики как переднеприводные забираются задом по Кату Ярыку- волнительное зрелище. Парень с «восьмерки» рассказал о тарифах на буксировку:- » До первого столба тысяча, до второго две, наверх три тысячи». Меня это даже не обнадежило, а наоборот – напрягло еще больше. Серьезно все.
Заночевали почти на самом краю скалы. Я побаивался утреннего ветра, палатку привезали к камням и мотоциклу- опыт уже был. Ночью проснулся от звука необычных щелчков в воздухе около палатки. Выходили, светили, слушали — ничего, полюбовались звездами и пошли досыпать. Щелчки снова появились, но уже в стороне.
Утро оказалось прекрасным.
Поехали?, поехали!
Если вечером ВСЕ спускались по перевалу, то утром все поднимаются. Одни мы поперешничаем . Причем народ прет не останавливаясь, что бы посмотреть встречных. Мы же в конце каждой прямой долго высматривали встречных, потом ждем их .
Двигателем тормозить не получается, на первой передаче раскручивается до неприличия. Дело в КПП, мы поставили коробку от Вояжа с повышенными передачами. Это было хорошо на шоссе, спидометр показывал 70 , а по факту 90. Но в горах это оказалось совсем нехорошо: в гору не тянет, с горы несет…. Тормоза грелись, пришлось водичкой поливать барабаны.
Напряг был больше от того, что, «А заедем ли?». Практически на всем спуске я оценивал возможность подъема.
Вот мы и спустились.
К нам подошли мужики из Томска, удивляясь нашему транспортному средству; -» Как подниматься будете?»
— Еще не знаем, а пока мы дня на три в долине Чулышман, куда и стремились.
— Рыбалки нет в этом году.
— А нам и не надо, мы покатаемся
Про долину и реку Чулышман нужен отдельный рассказ, поэтому ограничусь фотографиями.
Телецкое озеро — это что-то ! Только пару фото.
Едем обратно. К перевалу Кату Ярык. Сейчас подниматься придется.
Подъехали к перевалу вечером. Дмитрий предложил сразу попробовать, а я зб_ _ел — сомнений полно, а тут еще зрителей полно. Народ смотрел как УАЗик «восьмерку» затаскивал:-«Как его бедного ставило на камнях!».
Да, оптимизма никакого нет.
Чуток покрутил регулировки двигателя для психологического равновесия.
Ночевали в деревянной юрте (как то по-другому называется), через щели дверей которой прямо с кровати можно было узнать пол проходящего мимо. Это наверно вместо окон.
Утро прекрасное. Чуть перекусив, собрались, поехали.
Оценив, что на перевале нет никого, вперед! Раскрутить первую мог только на половину газа, или «захлебывается», или «садится». Пройдя на первой метров 200, нас стало переставлять, камни сбили и без того малые обороты. Двигатель затыкается.
Дмитрий спрыгнул и начал толкать, но темп сбит, сцепление не помогает- ВСТАЛИ!
Двигатель заглох, держу передний тормоз, иначе на первой передаче Урал едет назад — держим, потом еле еле уперлись коляской в скалу справа. Коляска поднимается — держим. Развернуться взад- «очко» играет, вперед и на лево- пропасть, узкая дорога.
Дмитрий предлагает вперед, я выражаюсь нецензурно. Есть видео запись всего этого безобразия, но в виду «выражений» она требует редактирования. Еле-еле разворачиваемся, прижимаясь к скале, и с хреновом настроением скатываемся вниз.
Съехали. Заметив ехидные улыбки наблюдавших, я отъехал в сторону.
— Что можно сделать?
— Вытаскиваю фильтрующий элемент, кручу карбюраторы. Вроде что-то добавляется.
Пробовать внизу- смысла немного, и мы снова на подъем.
Проходим первые 200 метров и снова на камнях теряем ход, почти остановка, но Дмитрий успевает соскочить и подтолкнуть. Этого хватает чтобы пройти этот участок.
Ловя обороты ручкой газа (чуть больше перекрутишь и затыкается) я дошел до второго трудного участка,- это метров через 150.
Снова садится двигатель, играю сцеплением, парочка неловких скачков то к пропасти, то к скале. Слышу как запахло сцеплением, но вроде прорываюсь. Каменюги кончаются, меньше сцепления, больше ищу обороты ручкой газа. Вроде пошел, пошел, пошел…
А вот и первый километр, встаю на площадке разъезда. Глушу двигатель, воняет сцеплением, вода в системе охлаждения кипит. Дмитрия нет. Тут замечаю что руки «деревянные», вспоминаю что так было на первых мотокроссах в энных годах, как били меня по рукам мастера уча не вцепляться в руль. Да!, вспомнишь тут молодость… А Дмитрия нет, минут 10 прошло.
Вон он!, идет, уже хорошо, что то тяжко идет… Дмитрий служил в десантуре, в разведке. Не случалось посмотреть его в рукопашном, но на выносливость его там готовили «неслабо».
-Что Дима тяжело?
— Да я когда увидел что тебя ставить начало на втором участке, я побежал, ну и ….
Стоим, дышим, пейзаж не цепляет. Я трясу кисти рук, давно так не напрягался. Доливаю воды в охлаждение.
Ну что? Надо ехать! Поехали.
Вроде едем, сцеплением не пользуюсь, но все равно воняет. Прошли первый поворот, а это еще 500метров, пошли на второй «рукав», он самый короткий. Закипел двигатель и сцепление воняет, надо вставать.
Начали разговаривать, а то раньше больше молчали. Тревога не проходит, но только перестает кипеть двигатель едем на третий «рукав». Третий довольно длинный, но без особых выбоин и промоин, хотя у второго километрового столба немного переставило. Двигатель стал больше раскручиваться, тут я сравнил, что скорость у нас значительно выше, чем у джипов и Уазиков. У нас мотокросс. Если бы стояла обычная КПП, или хотя бы заднее колесо на 18, то волнений было бы меньше. «БЫ» не «БЫ», а едем понемногу, но быстро. Уже меньше стал бояться пропасти, но держусь к скале поближе. Заходим на площадку поворота на четвертый «рукав», сколько их там? Вроде шесть.
Половину точно прошли. Руки у меня хоть и трясутся, но восстанавливаюсь быстро. Уже в разговоре начинаем анализировать пройденное – оживаем. Ну?, поехали, поехали!
Четвертый довольно сложный, начало ставить, Дмитрий снова выскакивает и вовремя подталкивает. Снова немного работаю сцеплением и проходим почти «легко». Потом правда когда Дима заскакивал на запаску я немного потерял ход, почувствовал 80 кг, но все хорошо. Встаем, нюхаем сцепление, шутим; действительно все хорошо!
Отдохнули поспокойнее и подольше. Двигатель остудили. Мимо проезжает «паркетник» Нисан, степенно на пониженной. Парень курит сигарету. Останавливается, спрашивает о наших проблемах, предлагает буксир, мы гордо отказываемся. Спокойно трогается и продолжает движение, это первый кто нас догнал. Вот и нам стартовать надо на пятый участок. Поехали!
Едем легко, даже вторая скорость просится. Проходим и без перекура уходим на шестой «рукав». Сколько же их?, Дмитрий прав. Наверно восемь. А высоко уже, всего больше внизу, чем наверху. За все время подъема ни разу не вспомнили про фотоаппарат. Хорошо что с половины про камеру вспомнили. Заезжаем на разъезд и уже идем любоваться видами. Мысли вслух, шутки, похоже нам это уже нравится. Даже планировать будущее начали.
Стартуем, или уже трогаемся, по крайней мере все в спокойном режиме. Скорость конечно высока и пропасть все глубже , но проходим хорошо. На последнем повороте останавливаться раздумали: — последний рывок «наверх». Практически мы сделали «ЭТО». Двигатель работает нормально, я включаю впервые «вторую». Начали попадать типа «лужицы», скалы уже нет, только пропасть справа. Дальше уже и люди и смотровая. Кату Ярык наш! И, и еще одна фотосессия…