Несостоявшийся проект 90-х. Мы тогда смотрели в телевизор, верили президенту и правительству.
Девяностые годы многие вспоминать не любят, сперва они подарили ожидания, а далее последовали «обвалы-провалы», последовали разочарования. Разочарования и провалы были и у меня, но в целом 90-е у меня прошли на позитиве. Хотя вот один из проектов, который был реален, но не состоялся.
Тогда еще все было серьезнее: и страна, и зарубежный партнер, и ответственность как за представителя страны.
Заходит ко мне представитель Ирбитского Мотозавода в Египте — товарищ Мордяшев Александр.
Это правда. Мы хоть и жили в одном доме, хоть и знали друг друга с детства, а потом бегали за одними же девчонками, но потом мы работали для завода, для города, для страны.
Заходит и говорит:
— А сыплется все наше в Египте. Я не только про Мотозавод, я про все. Весь Автоэкспорт сыплется, а там же люди со всего Союза, они не понимают, что происходит.
— Мы тут думаешь что-то понимаем? Просто, страна уходит, куда?
— Ладно, б…, поговорим еще; что зашел? Предложение есть, не мое, а может и мое будет. Есть такой Матвей, Матвеев , мой босс, у которого появилось предложение открыть новый бизнес. Который хочет открыть новое производство в Каире, но что — то делать в Ирбите, что- то закупать у Мотозавода.
— Саша, я конструктор, что ты мне плетешь?
— Не, не! Вот сейчас, ты главная фигура в этом проекте. Сейчас расскажу.
Матвей планирует работу с заводом только по отдельным комплектующим. Но тут, такое большое НО. Я тут к директору завода зашел, а тот вроде тоже не в курсе куда страна пошла. Я ему с отчетом по продажам мотоциклов в Египте, а он мне Тайгу говорит надо продавать. Тайгу, в Египет? Вы тут чем дышите?
Ладно, дышите. Но мне нравится, что не через политику, а через экономику что-то начинает делаться. Люди начинают думать, как сделать выгоднее.
— Ой не люблю я этого слова.
— Да я б… просто про экономику. То есть в Египет приходит не готовое изделие, а комплектующие. Это дает возможность меньшего налогообложения бизнеса в Египте. Поэтому он планирует брать комплектующие, а конечную сборку делать в Египте. Так там собирают ЯВЫ, да еще десяток брендов.
— Чет я главным не вижу себя в твоих речах.
— Ну ты послушай! Вот в Египте такие законы, что они списывают Военную технику через отведенное время, была она в эксплуатации или стояла на «НЗ», туда попадают и наши Уралы, что поставлялись в Армию в 70-х и 80-х. Из них многие и километра не проехали. Их списали и можно купить, недорого как ты понимаешь.
— Ни хрена я не понимаю.
— Вот смотри. Матвей покупает мотоцикл Урал в военном ведомстве за копейки, коляску в отброс, прицепляет твой комплект, и продает по цене в два раза больше чем Урал.
— Мой комплект? А поподробнее…
— У Матвея будет списанный мотоцикл Урал из Египетских вооруженных сил и мост от Японского грузовичка «Сузуки». ………… А остальное от тебя.
— А? Вот. Разговор начинается.
— Ты можешь нарисовать «кузовок» на раме, которая будет крепиться к раме мотоцикла и привод карданный к мосту.
— Могу, только все не понятно и вопросов много. Например, в какую сторону крутится кардан на Сузуки? Пружины у Сузуки на какую нагрузку рассчитаны?
— Ух вы какие? Кто бы знал в какую сторону? А уж цифры тебе вовсе никто не скажет.
— Тогда вези мост.
— Э, нет! Лучше вы к нам.
— Ну что я, со штангелем в Египет поеду?
— Ты нарисуй для того, чтобы смету на этот комплект посчитать. Смету посчитай на комплект и на его производство.
— Если реально, то у меня эта работа на две недели, оплачиваешь?
— Платит Матвей, и скорее всего не сразу. Но деньги у него есть. Торговаться ты с ним будешь. Мне бы от тебя письмецо привести, с циферками.
— Слушай анекдот про русский бизнес.
Беседуют русские бизнесмены как денег заработать. Один говорит, что если у него бы было два вагона сахара, то он бы реально заработал. А второй ему: — » Так я тебе два вагона с сахаром продам!» — Да! Договорились! Ударили по рукам, один пошел искать два вагона с сахаром, а другой деньги на этот сахар.
Может я бы и забыл про этот проект, но недавно мой каирский друг из фейсбука прислал вот эти фотографии:
И мне стало жаль этих мотоциклов, что на фото. Мертвяк б…, мертвяк. Кто -то корабли вспоминает, кому- то ЗИЛ жаль, страна тогда пала. Пала страна.
Мучительно вспоминаю чем это все закончилось, но в общем дело не состоялось.
Борисихин Алексей уже штат набирал на Ирбитский филиал, а когда все не состоялось, помню, что меня и обвинил в развале проекта.
Проекта конструкторского я не делал, а вот эскизы и смету делал.
Я и вспомнил, найдя эту смету неделю назад. Перебираю архивы КБМТС. Большинство бумаг в макулатуру, но бывают бумажки, которые всполохнут память, и вспомнишь то, что уже отовсюду исчезло.
Вспомнил, записал и опубликовал Виктор Завьялов (конструктор).