КОНСТРУКТОРСКОМУ БЮРО МАЛЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ УЖЕ 30 ЛЕТ
21 марта 1991 года в муниципальном реестре предприятий было зарегистрировано Товарищество на Вере «Конструкторское бюро малых транспортных средств». Потом меняли пару десять раз форму- это у нас государственность такая (говорят сильная), в итоге осталось Коммандитное товарищество «Конструкторское бюро малых транспортных средств Завьялова Виктора Николаевича и Компания». Было время, хотелось назваться СОЛНЫШКОМ, но сказали, что это имя только для военных.
Раза три был полный крах. Тренеры Чубайс и Медведев. Меры подключались, но мы выжили. Сейчас я по новому читаю Толстого, Солженицина, Достоевского и Довлатова, по тому как жить в России и что то делать нужно быть ЛИЧНОСТЬЮ и (еще напишу) .
Конец мото концепту и группе перспективного проектирования. тем временем наше подпольное производство двигателя с жидкостным охлаждением приобретало угрожающий характер. С развитием демократизации и хаоса в стране никто не отменял законов о социалистической собственности. Тогда с Борисихиным мы открыли «Товарищество на вере», записав туда еще и мою супругу, для увеличения моей ответственности. Вот ответственности я не боялся, а вот вклад в виде капитала записали как процент вкладываемого моего интеллекта 60% и энергетики Лехи 40%. Особо не заморачиваясь последствиями, начали работать официально, как бы в гараже. Полное название предприятия было огромно: Товарищество на вере «Конструкторское бюро малых транспортных средств Завьялова Виктора Николаевича и Компании». Можно и сокращенно: Товарищество «КБМТС».
Начальство об этом ничего не знало, их это вообще не интересовало, а наша возня по цехам воспринималась как халтурка. А вот это было им понятно и считалось безобидным. Читать сначала и далее…
Урал за 50 тысяч, или телега?
Директором Мотозавода был тогда Александр Михайлович Иванов. Надо сказать, что директора менялись стремительно, но их имена не потерялись, каждый отметился по-своему заметно. Вот и Иванов был директором Мотозавода и, одновременно, директором Стекольного завода. Да, вот так запросто — директор двух заводов.
— Проходите Виктор Николаевич, Александр Михайлович Вас ждет.
Я зашел в огромный кабинет, где не раз трепетал перед начальством, где не раз мне чего-то обещали, не раз хвалили, не раз угрожали и т.д. и т.п. Но по большому счету каких-то грандиозных перемен от посещения директоров не случалось. Чего я волновался опять, я не понимал. Из кабинета убегали, задержавшиеся начальники служб, и Иванов складывал в порядок разбросанные бумаги.
— Рад, рад приветствовать интеллектуалов. Читать далее …
Бампер коляски
Но самое забавное произошло после определенных событий.
На Первомайскую и Октябрьские демонстрации мотозавод постоянно выделял мотоциклы цеховые, да и заводские мотоциклы. А тут, кому-то из начальства пришла в голову идея показать сто новеньких мотоциклов с конвейера.
Представляешь эффект, сто новых мотоциклов с колясками открывают торжественное шествие. Красиво?
— Очень классно!
— И вот сто новых не обкатанных мотоциклов от завода шли колонной до площади Ленина со скоростью пешехода. Половина начала хандрить еще до площади.
Но водители знали что делать, когда передний мотоцикл глох, толкали его передним колесом. После демонстрации оказалось, что две трети новых мотоциклов с помятыми задами лодочек. Скандал! Править, рехтовать, перекрашивать. Читать сначала и далее …
Зима 93года. КБМТС остается только с парой новых неустойчивых проектов. Тогда я решился на работу с индивидуальным покупателем. И первым предложением был СИН. Он был упрощен для серийного производства и понятия потребителя. К удивлению его стали брать, сначала торгаши, стоящие у авто мото магазинов, затем магазины, а потом оптовики. Суждений по его эффективности было много, во первых «умников» еще было много, во вторых «практиков» было много. Практически СИН выпускался до 2002года, пока его не задавили подделки. Читать сначала и далее …
— Мы покупаем завод в Реже у военных, они там гильзы для артиллеристов делали. Специальное оборудование они увозят, а универсальное нам оставляют. Наша компания каких-то работников готова оставить на заводе, но проект минитрактора нужен. Как вы, Виктор Николаевич, готовы работать? Вы подготовили Техническое предложение?
Я несколько оторопел, не предполагая такой динамики. Я начал рассказывать, что все начинается с Технического задания, которому предшествует эскизное проектирование, технико-экономическое обоснование, анализ аналогов и аналоговых решений. Я энергично просвещал собеседника, но был скоро прерван:
— У нас есть деньги, у нас простаивает завод, у нас проекта нет. Читать сначала и далее …
Вечером ко мне в подвал Ваганыч (Ваганов Анатолий – переводчик) привел здоровенного мужика совсем не говорившего по-русски.
— Знакомься – Крис Бержес – официальный дилер мотозавода в Англии.
Представив меня, они о чем-то долги бубнили, потом Ваганыч стал мне объяснять о каких-то странах, где распространяются полномочия Криса…
— Зачем ко мне пришли?
— А вот, почти официальный визит по рекомендации отдела продаж мотозавода. — А почему почти? Подвал у тебя так сказать не лучшее место для международных отношений.
— Да у меня тут за десять лет пол-Европы побывало, и где отношения?
— Поэтому и нет. И потом, чего орешь? Пошли, покажи Крису свои наработки.
Смотрю, Шихов Валерий Иванович (начальник снабжения) бросил мне воздушный фильтр Вояжа. Я поймал, но с трудом, чуть не выронил. Смеются все. А Юдин и говорит:
— И не такой тяжелый, чтобы поймать можно было?
— Простой, дешевый, но с бумажным элементом. Без всяких систем гашения шума, запуска. Партия мотоциклов в страны с теплым климатом. Поработай с нашей лабораторией двигателя, я распоряжение им дам.
Вдруг Тютин Валерий (директор по производству):
— А если сам будешь его делать, то нам еще лучше.
Вот так появился самый простой фильтр КБМТС –15001 Фильтр очистки воздуха стартерный .
Через несколько дней звонит Кирилл- единственный русскоговорящий из троих австралийцев, и озвучивает подробности своего турпроекта. Все восхитительно, но после объявления бюджета на два заказываемых мотоцикла меня снова охватывает чувство нереальности. С малым бюджетом подготовки мотоцикла вряд ли стоит строить планы о грандиозном пробеге. Я в отказ. Пара электронных писем заставляют меня возобновить диалог. В результате не диалога, а буквально уговоров я и согласился участвовать в Австралийско — Магаданской авантюре. Меня уговорили доводы Кирилла: «Если сломается один из двух мотоциклов, мы поедем на другом, а оба сломаются, мы купим авто, доедем до аэропорта и улетим в Австралию».> Вы писали 5 марта 2009 г., 19:43:13:
> > Хахаха Виктор вы нас запугали!
> Мой сродный брат проехал на мотоцикле всю Якутию, через полюс холода до Магадана. Был даже показан фильм в «Клубе кинопутешественников». Это сложно , я Вас не пугаю, я информирую.
> > Да нет мы все понимаем, не волнуйтесь, от вас нам не надо ни каких гарантий, в конце мы будем управлять мотоцыклами а не вы так што все поломки на нашу голову. Читать сначала и далее …
Сидим у Главы города на совещании по Ирбитской ярмарке, на той самой, где меня областной министр по туризму обломал с заказом на туристские мотоциклы и пробег к Байкалу. И вот он же обращается к приглашенным:
— А чего вы гостей города встречаете большой и пустой чашкой?
Взрыв смеха.
Все смеются, оглядываясь на меня. Я, видимо, по большому счету не прав, но об этом не догадываюсь.
На совещании большая часть приглашенных – балласт: это начальники отделов администрации, медики, милиционеры, общественные организации и прочие …, которые ведут себя очень значимо. А такие как я – это расходники, которых «приглашают», «имеют», «поправляют», «судят». Расходники обычно сидят на последних рядах и нетерпеливо ждут окончания бесполезного собрания. Такое внимание и обижает и напрягает. Я чашку сделал катать детей, начальник культуры берет ее для встречи гостей, а все смеются надо мной? Читать сначала и далее …
Тогда еще все было серьезнее: и страна, и зарубежный партнер, и ответственность как за представителя страны.
Заходит ко мне представитель Ирбитского Мотозавода в Египте — товарищ Мордяшев Александр.
Это правда. Мы хоть и жили в одном доме, хоть и знали друг друга с детства, а потом бегали за одними же девчонками, но потом мы работали для завода, для города, для страны.Заходит и говорит:
— А сыплется все наше в Египте. Я не только про Мотозавод, я про все. Весь Автоэкспорт сыплется, а там же люди со всего Союза, они не понимают, что происходит.
— Мы тут думаешь что-то понимаем? Просто, страна уходит, куда?
Пришел с совещания по Ирбитской ярмарке с думами о Кобыле:
— Чего я ляпнул про Кобыла Меру? Повеселил народ, начальник культуры даже рот открыла. Как мне пришла в голову мысль из споров двадцатилетней давности? Да и споры были больше шуточные.
В группу перспективного проектирования приходили люди порой с бредовыми идеями, да и у нас самих бредовых хватало. Но на бумагу мы их не выкладывали. Скорее всего, это были минуты отдыха или забавы. Я все ратовал за вездеход- гусеницу, но ни разу не рисовал ее. Халтурин за роликовый движитель, Гейслер за одноколесный вездеход. Я ему возражал:
— Петр Неоныч, одно колесо или с зацепа соскользнуло, или уперлось, второе, третье помогло бы, подтолкнуло.
— А зачем? Вы все рассуждаете в рамках старых известных «колесников». Мое колесо не надо подталкивать, его нужно «распрячь», повернуть, «запрячь» с другой стороны и выехать. Читать сначала и далее ...
Штуку назвали Аэрокатом, наверно пацаны, которых собирал разрывающий рев винта, а может и кто то из своих. Мы гоняли на Аэрокате до последнего снега.
Мне как то на ходу в винт прилетел пустой полиэтиленовый пакет, раздался такой хлопок — я думал, что меня уже всего разнесло. Да! – Бог нас берег! Пришел как то ко мне (специально пришел!) Мотов Геннадий Борисович. Легендарный человек, мотогонщик, мы в детстве даже играли в него в «Мотова». Подает мне листочек, с какой-то таблицей. А в таблице фамилия, город, мотор и итоговый столбец: оторвало кисть, смерть, рана головы, глаз левый. Просто ужас какой-то!
— Геннадий Борисович? Ну, вы уж через чур?
— Чересчур? Поглядел я на вас, себя вспомнил. Увлекался аэросанями когда-то в 60е, а потом друга винтом убило. Вот я тебе списочек и принес.
Задумаешься тут.
Читать сначала и далее …
Действительно, ожидание уже прошло норму терпимости. Понимая это, я отважился открыть «газ». Винт взревел и плот пошел под воду так, что через секунду мне было по пояс.
— Это все!
То ли мы не знаем, что такое для себя конец, но не было ни капли адреналина, ни опьянения. Трезвое понимание конца. Не помню холода осенней воды, а вот ровный рев винта помню и гладь воды перед глазами помню.
Упертый в руль, держу все свое тело. Что руководило мной? Я закрыл «газ» и плотик вынырнул назад. Вот тогда пришел страх. Мурашки с задней части головы спускались на спину.
— Плыву! Черт возьми! Живу, вернее! Читать сначала и далее …
Я к Тюленеву Михаилу, последнему чемпиону Советского Союза по мотокроссу на мотоциклах с колясками.
— Да, эта вилка с последнего чемпионата СССР. Продавалось в 90-е все! Что ты удивляешься, как она к Борису попала. Он же дружил с Юдиным и Курмачевым.
— Раньше мне что не говорил?
— А ты не спрашивал. Вилка лучшая и по рулежке, и по надежности. Она, кстати, не дорогая, амортизатор от Нивы, пошел да купил.
— Что-то я в нее стал какой-то влюбленный. Я тебе рассказывал, как я возненавидел серийную маятниковую вилку?
Дело было еще в 2010 году на перевалах от Иркутска к Байкалу по старой дороге. Подъем нормально, а вот спуск… Читать сначала и далее …