На мотозаводе техническая интеллигенция составляла почти четверть всех работников. Это начальники всех уровней, это работники отделов, а их более двадцати, это техчасти с бухгалтериями всех цехов. Во всех подразделениях отделов и цехов висел телефонный справочник формата А1 с номерами телефонов всех мало-мальски значимых структур. Практически за каждым номером находилась группа ИТР, это инженерно-технические работники в той или иной сфере. Все они имели высшее или среднее специальное образование, все они имели опыт работы, то есть это интеллектуальный потенциал мотозавода.
Я работал руководителем группы перспективного проектирования, когда пришла она, демократизация, а до этого десять лет конструктором и руководителем сектора двигателя. То есть я и есть та самая интеллигенция и ИТР отдела главного конструктора. Про работу своей группы я написал серию рассказов. Почитайте на https://motoirbit.ru/ . Практически я знал всех работников отделов и ведущих технологов цехов, всех, кто не прятался за шкаф или кульман. Вот часть ИТР отдела конструктора.

В первые годы, работая в отделе главного конструктора, я проанализировал работу четырех десятилетий моего коллектива.
50-е годы. Интенсивная работа различных конструкторских групп. Одни создают знаменитую Белку, другие двигатели верхнеклапанные 750 и 1000 куб. см. А партия и правительство разработку Белки отдают под Запорожец, и двигатели остаются незамеченными.
60-е годы. Я нахожу дотошные расчеты теплонапряженности двигателей 500 и 650 куб. см. Нашел расчеты шариков подшипников кривошипа. А правительство дает задание скопировать BMW R 50 .
70-е годы. Шарики ни кто не рассчитывает, но делают легендарную М 73, в никуда, но делают. Партия и правительство закрывает проект М 73.
80-е годы. А как-то сникли мои коллеги. Я с трудом упрашиваю начальство «нарисовать» двигатель с жидкостным охлаждением. А партии и правительству завод как бы и без внимания.
У меня создавался взгляд на устойчивый регресс в развитии завода. Нет, завод строился, расширялся — МЖК, новая литейка. И вместе с тем технология изготовления основных деталей двигателя и КПП на уровне немецких технологий начала века. На дизайн не то, что партия, никто не обращал внимания, кроме самодельщиков.
Это я про отдел конструктора проанализировал, а про другие отделы? Я думаю то же самое. За инициативу и активность меня в отделе не то чтобы не любили, а как бы с высот авторитета, надсмехались. В других отделах тоже были возмутители спокойствия, их тоже не любили. Начальники всех уровней не любили профессионально активных. А за что любить? За то, что ты умнее его? За неспокойную жизнь его? За неспокойную жизнь для всех? Рационализаторы хоть деньгами могли поделиться, а этим что, больше всех надо? Всех устраивала спокойная, размеренная жизнь.
Вот фото одела АСУ (Автоматизация Систем Управления).

Тем не менее, эта интеллигенция была не очень довольна своим положением, системой оплаты и даже экономической и политической системой в стране. Перестройка была весьма положительно встречена ИТР. Мне тоже хотелось перемен, поэтому общения на эту тему у нас было много. А так как группа перспективного проектирования имела отдельный зал от отдела, то кого только у нас не перебывало. Сначала к нам просто заходили поглазеть, что за группа такая? Что за концепт такой? Дискуссии переходили в экономические и политические темы. Каких только взглядов придерживались наши посетители: коммунисты, националисты, демократы по их мнению. Все хотели перемен, все; приходили в журналами Огонек, с газетами, с речью Ельцина, с романами; просто клуб перспективного проектирования. С каждым годом накал страстей возрастал. В 1991 году я со скандалом ухожу с отдела конструктора, но остаюсь при заводе https://motoirbit.ru/zavod-kbmtc/ .
Начало 90-х завод встретил увеличением выпуска мотоциклов и запчастей. В стране бардак и разруха начались гораздо раньше, чем на мотозаводе. У многих ИТР была уверенность, что мотоцикл стране нужен, что мотозавод – это непотопляемый остров. Более дальнозоркие ИТР начинали искать себя в бизнесе. Основная же масса интеллигенции чего-то ждала. Правда при директорстве Иванова в разных цехах пытались наладить выпуск товаров народного потребления , например телег https://motoirbit.ru/za-50/ . Или вот фото вездехода на шинах низкого давления, разработанный отделом механика. Все это, правда, напоминало самодельщину.

В стране разгонялась инфляция, появилось слово «бартер», это товарно-натуральный обмен (я свой новый мотоцикл сменял на видеомагнитофон). На заводе на продукты питания появляются карточки. Народ не голодал, но дискомфорт был ужасный.

Ваучер! Большинство ИТР свой ваучер вложили в свой завод, и я свой тоже. Потому, что верили, верили президенту, правительству. Пока директорами завода были бывшие мотозаводчане Воложанин, Коростелев, Иванов, то ИТР как-то держался. А вот когда завод купил Бендукидзе, он директорами назначил сначала Тряпичкина, а затем Хаита, вот тогда всю интеллигенцию вышвырнули на улицу.
Увольняли ИТР и при Иванове (1995 – 1998), и даже годом ранее при Коростелеве, но чтобы всех в раз. Когда исполнительный директор Курмачев уволил последнего конструктора, это уже при Хаите, я понял, что завод превращают в ретро мастерскую. Развитие не планируется.
Демократизация, рыночная экономика, как перспектива новой жизни была большей частью принята этой технической интеллигенцией. То есть, ее не устраивало то положение дел на заводе и в обществе, которую она занимала. В целом, ИТР имели какие то планы, надежды, желания, изменения. Она не предполагала, что первыми кого уволят с завода, будут они — ИТР. Правда и рабочие не предполагали, что их тоже будут увольнять сотнями и тысячами, но они делали детали, мотоцикл. А интеллигенция в глазах рабочих ничего не делала, и когда директора так же начали считать, то интеллигенцию увольняли и увольняли, пока не свели ее на «нет». Директора Мотозавода, причем все, (их было много) считали, что их ИТР работать не умеют, а умеют менеджеры, которых где-то надо взять. Приезжие директора привозили своих менеджеров, которые, в конечном счете, оказывались первыми ворами. Местные директора менеджерами назначали своих доверенных людей, но не местных профессионалов. А профессионалы нужны были, и кому-то пришла в голову идея пригласить преподавателей Тюменского института нефти и газа и организовать филиал технологического факультета для заводчан (у института были колоссальные финансовые затруднения). Вот так за пару лет в 90-е можно было легально получить высшее образование и профессию менеджер по … .
Пришел я как-то к одному из директоров мотозавода со своими вопросами. Сидим, разговариваем, видимо долго разговариваем, потому как вваливается, видимо уставший ждать заместитель по качеству, и выпаливает:
— Тебя хотел бы видеть преподаватель (такой-то), профессор (такой-то), директор филиала (такой-то).
— Какого хрена им надо? Пусть приходят сюда!
— Да я по зачетке говорю. Я вот уже и зачеты и оценки получил.
— И что? Я им деньги плачу и еще с зачеткой за ними бегать буду?
Потом оба посмотрели на меня, как на лицо, которое в этом разговоре было лишним. Я ушел тогда обескураженным. Хотя обескураженным я уходил от них не один десяток раз.
Менеджеры на заводе были. Это были работники отдела продаж, но и их сокращали по мере сокращения продаж. В итоге остался один — Егор Курмачев, возможно потому, что он сын исполнительного директора завода.
Еще небольшой аспект по интеллигенции. На мотозаводе работало несколько десятков человек с немецкими фамилиями: Шнайдер, Штраухман, Мартель, Довбр и т.д., практически все они эмигрировали в Германию. И нельзя их осуждать, в Ирбите для них наступали тяжелые времена.
Массовые увольнения ИТРовцев послужили массовому открытию предприятий малого бизнеса, и в основном в области торговли. Торгаши, так их многие звали, меня мало интересовали. Меня интересовали те, кто остался в профессии или торговал чем-то мотоциклетным. Еще сам директор Воложанин организовал торговое предприятие «Стимул» по продаже мотоциклов Урал и запчастей к ним. В стране менялась система продаж, появилась сеть дилеров, почему же директору пропускать готовую продукцию мимо себя. Хотя надо сказать владельцем был не только он один, а и его замы и доверенные лица, человек десять. Появилось еще несколько торговых предприятий, ориентированных на определенные регионы России. Появилось даже несколько предприятий, отправляющих мотоциклы в страны Европы. Некий Равиль Сейдяшев заложил меня в полиции, что я использую логотип ИМЗ на выпускаемых нами изделиях. Оказывается, на него завел «дело» отдел милиции по охране прав на интеллектуальную собственность по заявлению мотозавода. То есть, за границей он продавал мотоциклы как бы от завода. Я тогда никак не был затронут, так как имел договорные отношения с мотозаводом, чем поразил капитана милиции.
Более десяти малых предприятий организовали производство каких-либо комплектующих к мотоциклу Урал. Более двадцати частников работали скрытно, правда, это выходцы из среды рабочих. Наибольших результатов добилось предприятие «Моторс» Василия Прядеина, его спортивные ходовые на мотоциклы с коляской пять раз завоевывали статус чемпиона мира.
