Сады мотозавода.

Рабочее название:  Полив сада.

Лето, конец рабочего дня 17-00,  проходная 17-05 и скорей домой. В 18-00 дают воду в садах, поэтому даже не перекусываем, переодеваемся и за мотоциклом.

Благо у меня ближний дом, ближний подъезд от проходной, через которую народ еще валит. Благо, что и гараж во дворе, я уже заглядываю в бензобак своего мотоцикла: — «Хватит. Поехали, поехали!» Это я Ольге, супруге, любящей наш сад «раз в сто больше», чем я. Не то что я не люблю сад, кто же малинку с вишней не любит, а вот время работы в нем я не очень люблю.

Так было всегда. В юности, когда парни с улицы «дуру гонят» или на мопедах катаются, мне задание: полить пятьдесят корней помидор, окучить десять рядков картошки, прополоть грядку гороха, а еще накосить кроликам травы, накормить их и уток.

— Думаете, привираю? Это в среднем так, а еще и свин был, дрова на мне, только музыкалки летом не было. Жили мы по улице Подкорытово, раньше это деревня была, потом стала улица, поэтому огороды были по пятнадцать соток. Улицу Подкорытово медленно, но верно, поглощал Мотозавод, снося ежегодно по пять-шесть домов. Наш дом был третий с конца, мы были последние на снос. Вообще дом этот дедушки с бабушкой, а я с отцом и мамой жили в квартире в том доме, что ближе к проходной, но с апреля по ноябрь в Подкорытовой. (Отвлекся.)

— Почему спешка с мотоциклом? О!

Если не поспешишь, то будешь пыль глотать минут десять. Асфальт кончался на Пушкаревой горе, а далее щебень с пылью. В половину шестого вечера тут уже колонна мотоциклов: Уралы, Ижи, М-72 и все с колясками. ВСЕ! Все-то все, да не все хорошо ездить умеют. Громадное число мотоциклистов совсем не переходило в качество, поэтому всегда приходилось думать еще и за того парня. Были идиоты, которые устраивали гонки. Хоть поток мотоциклов раздражал, но и впечатлял.

Ну, вот мы и в садах. Обход своих шести соток. А вдруг что? Кстати, оказывается «шесть соток» научно объясняется, как площадь, которая может прокормить семью овощами. Советская наука объясняла. А первые сады в Ирбите были по четыре сотки.

Первые «сады» появились у мотозавода аж в конце 50-х. Москвичи запросили у начальства (это те москвичи, что эвакуировались с заводом в 1941 году). Правда, мотозавод пополнялся работниками — выходцами из деревень и сел, и в основном из близь лежащих сел. Эта категория работников еще имела сельскую подпитку, а вот приезжие нет. После мотозаводчан «садами» обзавелись учителя. Но властями до середины 60-х годов это движение не поддерживалось. Это считалось пережитком царского времени.

К концу 60-х как прорвало что-то: садами стали обрастать все окрестности города. Оказывается, при Брежневе в ЦК КПСС обсуждался вопрос о неспособности колхозов прокормить овощами все население страны. И от КПСС последовало указание о создании коллективных товариществ садоводов. А по сути, получалось, что работник завода после трудового дня шел работать на себя. Крепостное право, только на советский лад.

У нас был сад № 4, то есть, заложенный в 60-х, но мамой участок куплен в 1976 году. Это год, когда Мотозавод нас выселил из Подкорытово и снес дом с огородом в 15 соток. А сад шесть, это за Грязнушкой.  Грязнушка —  ручей и пруд с таким же названием. В том же, в 1976 там разметили место под сад №5, а всего через шесть лет там появились сады с двухзначными числами, в которых от 60 до 100 участков. Это был самый бурный рост садоводничества. Еще у Мотозавода появилось подсобное хозяйство со свинарниками, коровниками, полями, теплицами.  А еще всем работникам завода выделялись участки под посадку картофеля, каждому от одной до трех соток. То есть, в 70-е мотозаводцы становились полукрестьянами. 

Опять меня «понесло» в политэкономию, поливать же приехали. На Грязнушке стояли насосы, закрытые стальными гаражами. Уродство еще то, но не до общей архитектуры в те времена. Хотя даже эти насосы вдохновляли местного художника Крутикова   на пейзажи.

 Когда плотину сделали не знаю, знаю, что мотозаводские строители делали.

При мне уже стальные водоводы опоясывали все садоводческие участки. Затраты колоссальные, но это же для себя. В нашем саду, если встать на середину участка со шлангом, то струя воды достает самой отдаленной грядки. Бочки или сварные баки наполнялись в конце полива. Вспоминаю случай  с баком начала 90-х. Пришел однокашник по мототехникуму:

— Вопрос, Виктор, к тебе. Чем красят титан? Металл титан имеется в виду.

— Титан не красят. Зачем тебе красить титан?

— Забор у меня из титана. Видно, что титан.

— Круто! Титановый забор, первый раз слышу, так зачем красить.

— Упрут! Кто узнает, упрут. Вообще — то я по другому делу к тебе зашел. У меня в саду ванна из титана стоит. Пока стоит, думаю, что упрут, сейчас все прут.

— Слушай, что у тебя все из титана? Честно говоря, я уже офигел.

— Да, это все с цеха гальваники с мотозавода. Не буду говорить кто, но через знакомую в этом цехе, я выписывал как бы отработанные ванны из железа, а вывозил титановые. Больше ничего не скажу.

— От меня чего хочешь?

— Сделай мне такую же ванну, но стальную, из двойки. Я тебе отдам из титана.  Ваша контора делает крюки, стволы из титана для пожарников, вот вам материал почти даром обойдется.

— Так стальную тоже упрут.

— Я ее закопаю в землю, не упрут, а титановую закапывай, не закапывай, по любому упрут.

Про титан я вспомнил для того, что бы вы представили из чего строились сады. Конечно титана на всех не хватало, поэтому кто что «спер», из того и строил. Спер- это вовсе не украл, это шуточное от слова добыл. Вот кто что добыл из того и строил баки, теплицы, бани и домики.

В 80-е бум установки теплиц: из старых оконных рам, стальные, деревянные, полиэтилен и т.д.. Я особо спереть ничего не мог, поэтому у меня теплица из стальной трубы, провода и полиэтилена.

Гравийную дорогу в сады проложили в конце 70-х, в некотором смысле серпантин с Пушкаревой горы в урочище Грязнушки (перепад высот чуть менее ста метров). В 80-х же годах срыли знаменитый подъем-спуск 50-х годов, про который я писал в рассказе «Картофельный стандарт». На спуске даже асфальт положили метров двести.

А когда то в 70-х подъем был вот таким:

В начале 90-х город запустил автобусный маршрут Мотозавод — Сады мотозавода. На этом  городское благоустройство и закончилось.

Самый бум садоводничества пришелся на начало 90-х, когда в магазинах стали исчезать продукты питания. Тогда же появилась серьезная напасть – воры садовые. Пришлось устанавливать дежурство, их ловили, били. Для многих было открытие, что вора бить нельзя. Столько историй по этой теме, но я увлекать Вас этим не буду.

Еще одна громадная садовая тема:- архитектура садовых построек. У нас был очень простой домик на участке,  очень простой туалет и простой забор. А у некоторых были и трехэтажные, да еще с погребом. Бани, колодцы, бассейны были не у всех, но были. Редко, но даже гаражи у некоторых были, люди все лето жили в саду, по сути, превратив его в дачу.

Но у любого начинания есть свой конец. Конец 90-х воры начинают побеждать. Воруют не только плоды труда мотозаводцев, но и электродвигатели с насосами, электопровода и теплицы на металлолом, двери и гаражные ворота, воруют все. Когда про Чубайса говорят, что он породил собственников, может быть, но в первую очередь он породил воров. Они должны на него молиться, а не собственники, правда, часто они в одном лице.

В окончании предлагаю небольшую фото сессию по садам мотозавода 2023 года:

Полив сада закончен. Навсегда. Виктор Завьялов 2023 год.