Нам сказали, что тут поделки.

2018 год. Музей мотоциклетного конструирования находился под крышей «Ирбит ЭКСПО» по адресу Советская 100. Наши экспозиции занимали площадь более 600 квадратных метров, а многие посетители предпочитали посетить нас, а не государственный музей. Вот одна из таких семей, где мама захотела со мной поговорить.

— Нам сказали, что там собрание каких-то поделок, а у вас намного интереснее, чем в музее мотоциклов.

— Спасибо за комплемент, но государственный музей мотоциклов обязательно нужно посетить.

— Да мы там были, мы в вашем городе везде были. Мы были в Мотодоме, где нам вас и рекомендовали больше чем музей мотоциклов.

— Это Роман рекомендовал, у него хорошее отношение к нам.

— А у Государственного музея плохое? Извините, может это неудобные для вас вопросы, не отвечайте. Мне у вас хорошо, детям моим хорошо. У меня подобные чувства возникали в музее в Верней Пышме.

— Ну, Вы сравнили? Там Музейный комплекс УГМК, одних танков, танковую дивизию вооружить можно.

— Я про другое, я про чувства, которые возникают при посещении. Ваши женщины с таким значимом почтением рассказывают о мотоцикле, что мои сыновья как околдованные смотрят на эти «железяки». Ой простите? Я смотрю на ваш музей глазами сыновей. А государственный музей просто завидует вам, я про работников.

— Да плохое то отношение только у директора, Буланова Александра.

— Ну конечно, он же создатель своего музея. Мы когда семьей едем, в какой-то город, я обязательно читаю все что можно найти. Я читала, как трудно создавался музей мотоциклов, что его хотели продать, что отбирали занимаемые площади. Но благодаря Буланову музей состоялся и остается сейчас музеем мотоциклов. А тут вы еще!

— Оо, да! Меня сначала передергивало от величия Ильича – это его отчество, а сейчас, когда многие смеются над его величием, это пример, как нельзя к этому скатываться. Давайте, пока Вы скучаете, я расскажу, как организовывался музей мотоциклов. Я не все знаю, но я расскажу что знаю. Вспоминая, я увлеченно рассказывал. Вот он, рассказ.

Конец прошлого века – начало нынешнего, мотоциклетный завод планово съезжает под откос. Завод постоянно сокращается и в работниках и в площадях. Я, как директор конструкторского бюро, постоянно предлагаю новые разработки различных изделий и аксессуаров к мотоциклу. Администрация завода не купила ни одной нашей разработки, но просила нам самим их изготавливать и поставлять готовыми. Может Вам вот этот лозунг Ильи Хаита, директора с двухтысячных годов, что-то прояснит, но я не мог понять такого отношения к производству. У мотозавода часто дела идут просто катастрофически. Долг мне в 40 тысяч рублей завод не в состоянии выплатить. Мне приходиться брать бартером — ободами для колес, ободной лентой и т.д.

У мотозавода есть собрание мотоциклов: опытные образцы разработок прошлых лет мотозавода, иностранных мотоциклов – аналогов мотоцикла Урал. То есть, это собрание мотоциклетной техники отдела главного конструктора для работы. Например, когда я разрабатывал жидкостное охлаждение для Урала, по моей просьбе разобрали Хонду Золотое Крыло, чтобы принять решение по конструкции штуцеров. Не с маху, конечно, разрешили разобрать, но разобрали.

С 1996 к этой коллекции обращали внимание крупные коллекционеры, бизнесмены разных мастей. Особое внимание к коллекции проявляли те партнеры мотозавода, которым последний был должен большие деньги. Коллекция могла уйти, вернее она должна была уйти рано или поздно, как ушла техническая библиотека, лучшая в СССР по малым транспортным средствам.

После смерти Бориса Зефирова, главный конструктор Жаров Рудольф Анатольевич смотрителем коллекции назначил Буланова Александра Ильича. Как то  Жаров «в сердцах» мне выпалил:

— Два раза я ложился костьми, не давая разбазарить коллекцию мотоциклов. Ее же не целиком кто-то покупал, а ходили по проходу: — « Вот этот мотоцикл я возьму, вот этот..».  Директора завода я отговаривал, я сыграл на том, что по одному нельзя продавать: — «Копейки! Целиком дороже будет!»

Появилось общественное движение в городе за сохранение коллекции мотоциклов в городе Ирбите. Я, лично, поставил три раза подписи под обращениями в правительство области, губернатору и еще куда-то. Я не верил в эти призывы, никто бы их и читать не стал.

В те годы я еще плотно работал с Управлением культуры города Ирбита по созданию парка детских аттракционов. Я пришел в кабинет начальника управления Красновой Ирине Витальевне. За решением текущих вопросов Краснова подает мне то самое обращение граждан города за сохранение коллекции мотоциклов, в котором, по-моему, даже подпись мэра стояла.

— Ирина Витальевна, это просто бумажка, в серьез ее никто рассматривать не будет.

— Но что-то надо делать, тебя Виктор Николаевич разве это не волнует.

— Да я уже подписывал такую бумажку, и что? Придумать нужно что-то.

Мы сидели молча минут десять. Потом я просто выпалил:

— А отобрать нужно коллекцию у завода.

— Это как отобрать? Как бандиты? Ну, ты даешь!

— Слушайте, мотозавод городу должен? Много должен! Вот за неуплату долгов и отобрать. Ментов выставить у этого здания, оно, кстати, отдельно стоящее.

— Виктор Николаевич, ты вообще что-ли? Милиция не будет выполнять такой приказ мэра, нужно решение суда. Нужно … Потом ты соображаешь у кого отобрать? У Кахи Бендукидзе?

— У него «Девятку» отобрали. Каха Уралмаш приватизировал, скупив почти все ваучеры. «Девятка» входила в Уралмаш. Когда в Министерстве Обороны поняли, что произошло, прицепили к этому КГБ или как оно сейчас называется? КГБ вмешалось, «Девятку» вернули государству.

— Что за «Девятка»?

— Стволы для танков делают. «Вооруженка».

— Ну, тогда понятно. Понятно что  КГБ вмешалось. Министерство Обороны!

— Ирина Витальевна, а у Вас брат генерал КГБ.

— Виктор, ты что? С таким вопросом обращаться к брату? Нет, я не буду.

— Ну, тогда подписывайте эту бумажку.

 Я указал ей на сбор подписей под обращением к… А потом говорит мне:

— Ведет же Буланов Александр деятельность

Но я прервал ее:

— Ну кто такой Буланов? Мелкий служащий для директора, а для хозяина он кто?. Какими он может обладать возможностями, связями? Директор, тем более Бендукидзе, может делать что угодно со своим имуществом и когда угодно. Только с должности мэра можно начинать «эту игру». И то, наверняка не просто.

Мы помолчали, я видел, что я зацепил идеей Краснову. А она мне снова:

— Мэр не может распорядиться налоговой задолженностью, городской думой уже все прописано, да и правительством области.

— А другого варианта нет, я думаю, что без КГБ не обойтись.

Я ушел, оставив начальника управления весьма озадаченной. Около года я к этой проблеме не касался, пока, она же меня не спросила:

— А не посоветуешь, кого поставить директором музея мотоциклов?

Меня растащило на улыбку, я смотрел на Ирину Витальевну, вспоминая нашу болтовню про то, как отнять коллекцию мотоциклов. Я тянул паузу как мог, наконец она тоже заулыбалась, но старалась не смотреть на меня. Я не выдержал:

— Значит все -таки получилось, и кто герой?

— А вот нельзя говорить. Да, получилось, хорошо, что получилось.

— Что, нельзя говорить, кому обязан город за музей мотоциклов?

— Шатравка Григорий Семенович. . .  Много сделал, на многое пошел, даже на риск. Дальше не расскажу. Кого посоветуете в директора?

— Буланова. Больше ни кого и нет сейчас, у кого бизнес, кто  уехал.   Да, а как это он вдруг заместителем директора этнографического музея стал?

— Он исполняющий обязанности директора этнографического музея, это чисто технический прием Управления культуры.

Действительно, через пару недель у меня появился Буланов с предложениями: сделать входные двери, сделать этикетаж и т.д. Тогда он совсем не звездил, не был лучезарным, с ним можно было работать.

2011 год. Кабинет начальника управления культуры.

Когда я готовил документы на открытие Центра мотоциклетной культуры, вдруг увидел, что Краснова готовит «бумаги» на получение грамоты от ЮНЕСКО двум гражданам  Ирбита, Воложанину Н.И. и Шатравке  Г.С.. Я спросил:

— А Шатравке за что?

Вот тут она заулыбалась, долго водила глазами по комнате, потом мне в лицо:

— За музей мотоциклов! Виктор Николаевич, идите, у Вас много работы.       

 Завьялов Виктор 2019год

А про «отнимание занимаемых площадей» у музея читать здесь: