Музей

МУЗЕЙ - СТУДИЯ МОТОЦИКЛЕТНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Музей — студия мотоциклетного конструирования находится на первом этаже  инженерного корпуса по ул. Промышленная 8А. Ранее здесь располагалась гавань. Музей частный и основан на двух основных собраниях  мотоциклов и разработок Конструкторского Бюро Малых Транспортных Средств Завьялова Виктора Николаевича; и конкретного опытного производства, разработанных КБМТС мотоциклетных узлов и аксессуаров, а так же создание кастомов. Такое нетрадиционное сочетание экспонатов дает посетителям несравнимое впечатление с другими выставками и музеями.

Вас встретит группа влюбленных в мотоцикл людей: экскурсоводы Любовь Николаевна и Ольга Ивановна; механик — водитель Михаил Юрьевич; директор Виктор Николаевич. Мы все когда-то были работниками Мотозавода. Любовь Осинцева и Ольга Завьялова были математиками, Михаил Тюленев — испытателем спортивных мотоциклов, а Виктор Завьялов- конструктором мотоциклов. Вам не просто проведут интересную экскурсию, вас вовлекут в некое мотоциклетное действо, где вы будите мотоциклетным участником.
Когда-то весь Ирбит работал на Мотозаводе, и так или иначе был связан с заводом, мотоциклом Урал. Уникальное предприятие с полным циклом изготовления мотоцикла: от алюминиевого литья и заготовительного производства, до окончательного продукта.

Вот этого, всем знакомого, мотоцикла с коляской ИМЗ 8.103-10 ( УРАЛ ) каждый день производилось по ПЯТЬСОТ (500) в день. Колонна в 500 мотоциклов составляет в длину более 1,5 километра. Только этой модели мотоцикла было выпущено более полутора миллиона штук, но мотоцикл Урал оставался в дефиците. Сегодня увы, совсем не так, но завод работает и выпускает примерно по 100 мотоциклов в месяц. Мы сохранили главные часы с проходной завода для вашего фото.

УРАЛ — трехколесный мотоцикл стал народным мотоциклом в нашей стране с середины прошлого века. Он был любим за универсальность. Для сельского жителя это была рабочая лошадка, для городского — возможность выехать на природу. Мотоцикл с коляской объединял семью, помогал по хозяйству, был учебным пособием для молодежи. В Ирбите в 4 года парня сажали за руль прямо на бензобак, а в 7 он уже вез родителей, с трудом переключая передачи КПП. Урал любили в горах и в степи,ездили зимой в -40 и летом в +40. Многие давали собственные имена своим любимцам.

Подрастали дети и уходили в мотоспорт. Легендарная Ирбитская школа мотоспорта поставляла сотни спортсменов по Советскому Союзу. Пареньком в 15 лет пришел Михаил Тюленев в заводскую мотоциклетную секцию, а через два года ушел служить в Спортивный Клуб Армии города Ташкента. Тюленев Михаил Юрьевич стал четырехкратным чемпионом страны, последним чемпионом Советского Союза. Вот он, можно сказать «главный экспонат,» и с ним вы можете пообщаться. У него не только легендарное спортивное прошлое, но и легендарное туристическое. Город Ирбит — это СЕМЬДЕСЯТ чемпионов Советского Союза и России по мотокроссу на мотоциклах с колясками и более 400призеров чемпионатов СССР и России. А про гонки по ипподрому на мотоциклах с колясками вы узнаете из легенды 50х.

Директор музея Завьялов Виктор уверяет, что его посадили за руль М-72 в 4 года, и что конструктором был с детства. Он написал два рассказа, как в студенчестве его силой сажали за кроссовый Урал дважды (… ) (…. ). А потом он тоже служил в 8-ом СКА города Львова старшим механиком команды. Историю возвращения в Ирбит  он изложил здесь (Хочу быть конструктором мотоцикла) .    Восьмидесятые годы для нас не были годами застоя, мы предлагали новые идеи, новые разработки. Одна идея создания легендарного МТК УРАЛ многого стоит.

Конструкторский отдел у нас представлен не только самыми старыми кульманами завода, но и настоящими чертежами на ватмане, на кальке, на синьке. Мы постарались сохранить атмосферу ОГК завода, что бы посетитель «поиграл» в конструктора, или начальника отдела. Старый телефон, старая мебель, и даже табличка «ОТДЕЛ КОНСТРУКТОРА» из 60х годов.
Мотоцикл Урал является еще и объектом народного конструирования. Многие покупали мотоцикл Урал, чтобы проявить себя как новатор, как конструктор. Например в 80-х годах просто массовым явлением было создание особого комфорта пассажиру коляски, множество вариантов таких конструкций катало по Ирбиту. Другие же умельцы создавали из серийного мотоцикла вездеходы для непроходимых болот и снежных заносов. Фотографироваться на экспонатах можно бесплатно.

Если самодельщики были способны на такое, то профессионалы «ЧУДИЛИ» по крупному. И работы КБМТС Конструкторского Бюро малых транспортных средств этому подтверждение. Чего только стоит самый крупный в мире самовар, да еще на мотоцикле, а еще есть Мотопечка, Мотокарета, мотопаровозик, и так далее. А мотор — колесо? В котором двигатель, трансмиссия и все системы, включая жидкостное охлаждение двигателя. Это средство назвали Кобылом, и оно так себя и зарекомендовало.

Аэрокат — это тоже УРАЛ. Тот же двигатель, бензобак и руль; только он движется по снегу и воде, отталкиваясь от воздуха. Наше КБМТС делало двигатель для малой авиации, а увлеклось водными и снежными процедурами. Будет Вам парочка легенд про испытания аэрокатов.

Не хочется раскрывать все тайны музея — студии, не выставляем фото всех экспонатов, для того, что бы у Вас возникло желание посетить наш город и побывать на нашей площадке. В отличии от других мотоциклетных музеев у нас все на ходу. Может не все поедет сразу, но после подготовки поедет все. Еще маленький анонс двух тем и ждем вас в гости.
Кастомы — категория мотоциклов, которым суждено катать на закрытых площадках, и определенных мероприятиях. А мы нашли определенные места в определенное время, когда кататься на них нам самим в кайф. Это начало зимы, но когда замерз лед на озерах. Под Ирбитом в пойме реки Ница сотни озер — стариц. Первый крепкий лед дает такое наслаждение от скорости на трайке Ирбитский блюз, что кажется ты отрываешь по трассе приготовленной для кольцевых гонок. А его норов, стремящийся к постоянному заносу, заставляет стать гонщиком в любом возрасте.
А у нас еще есть шикарные ездящие кастомы, чемпионы России по кастомайзингу.

Противоположность кастому: — это практичный мотоцикл для дальних путешествий. Серьезные мотопробеги на мотоциклах начинались именно в Ирбите. Правда, это были мотопробеги с профессиональными испытателями, для достижения надежности узлов мотоцикла, изучение новых конструкций. Ежегодно завод отправлял в мотопробеги на 45 000км пять, три мотоцикла с экипажем в два водителя. Однако скоро оценили трехколесные Уралы и путешественники любители, коляска давала возможности вести гораздо больше груза, чем марки других мотоциклов.
Вот и мы стараемся поддерживать традиции ирбитских мотоциклистов, осваивая дороги Забайкалья, Алтая и Хакасии. Стараемся ездить и по родному Уралу.

В музее представлена экспозиция РЕТРО, мотоцикл и война, мотоциклы марки ИЖ и Днепр, экспозиция советских автомобилей, создается интерактивная площадка МОТОЗАВОД, ретро мастерская, работает интерактивная площадка конструктора мотоцикла. Вы получите первые уроки стартов и прохождения виражей на спортивных кроссовых мотоциклах с колясками. По желанию мы проводим занятия по участию военных мотоциклов в боях против фашистских оккупантов, по участию испытателей в знаменитых мотопробегах. По договоренности оказываем услуги по катанию детей и взрослых на мото паровозике, на мото карете. Малышей катаем на электро чоппере. 

  г Ирбит ул. Промышленная 8А.

По предварительной записи  тел. 8 912 6632 756