По Сибири. Чайный путь.
2009 год. На городское совещание собрали предпринимателей, которые возможно займутся туристической деятельностью. Не знаю, чем руководствовалась администрация, но меня туда позвали. Речь шла о «Чайном пути». (Посмотрите в поисковике, мне трудно Вам это объяснить.) Рассказывали приезжие чиновники, сколько мы денег заработаем на этом проекте, какой публичной станет наша жизнь. И меня действительно увлек доклад зам. министра Константина Брылякова о предполагаемом туристическом маршруте из Китая по Сибири, по Уралу.
— Представьте, что люди едут через три огромные страны на поезде, на автомобиле, а где-то на снегоходах, и посещают знаковые места. Да даже по территории одной России хватит впечатлений: Селенга, Байкал, Ангара, Красноярские столбы…. А города?
— А у нас на мотоциклах там раньше ездили, еще большими маршрутами.
Это Зырянов Сергей перебил докладчика. Он сейчас депутат, а раньше и путешественником был, и мотогонщиком.
— А что? Ирбитчане вполне могли удивить мир таким турпродуктом. Было бы здорово, если ….
Константина понесло. Но мне нравилась идея мотопробега от Кяхты до Ирбита. Мы уже с Андреем Воложаниным катали себя и клиентов под Ирбитом в Вязовой роще. Денег не зарабатывали, но на бензин хватало.
Мое желание впутаться в большой проект не останавливает даже опыт прожитых больших проектов. По большому счету они все были неудачными, но все не по конструкторским причинам, а по причинам из вне. Однако из них всегда выходил тот или иной продукт вполне рентабельный и востребованный. Они, правда, были больше конструкторскими, чем предпринимательскими. В предлагаемом проекте больше романтизма, чем денег. А еще как без конструкторского дела — специальные мотоциклы должны быть, а это меня заводит.
После мы поговорили с Константином «за кадром». Все, что он говорил,
как то хорошо ложилось на мои хотелки и на мои невостребованные наработки.
Через пару месяцев наши планы оживились на одной из туристических выставок в Екатеринбурге. Выставка: сидят скучающие операторы с ноутбуками и с плакатиком сзади, раздатку суют. Мы поставили мотоцикл, а сзади плазму с роликами покатух, да я шляпы развесил.
Мужики сразу все у нас. А я и рад им песни про Урал петь, про катания и пробеги, про кастомы и слеты. Те уши развесили, глаза как у пацанов, почти слюни текут. Ну я и спросил:
— Мотоциклетные права у кого есть?
А в ответ тишина, даже глазки потухли.
— Да, это тебе не Ирбит семидесятых – восьмидесятых, где каждый парень в четырнадцать ездить нормально умел, а в шестнадцать права получал. Каждый!
В общем, стоим на выставке, красуемся. А напротив нас экспозиция Бурятии. Они карту Байкала повесили от пола до потолка и все. Больше делать ничего не надо, весь народ у них. Получилось, что между нами толкотня, а отойди в сторону — уже скучно. Ну и где, думаете, будет тусить куратор выставки – зам министра по туризму?
Константин сразу про «Чайный путь», что мы вливаемся естественно, что Байкал и Урал …, что Кяхта и Ирбит….
Далее у Константина рождается еще пара проектов круче и круче. Но проект на мотоциклах от Кяхты до Ирбита тоже развивается:
— В Кяхту перебрасываем пять мотоциклов Урал с колясками с туристическим и техническим грузом. Туда же доставляется механик от КБМТС, который готовит мотоциклы к пробегу на месте и далее следует с группой. Группа туристов (настоящих туристов) пребывает в Улан Удэ самолетом. Их встречают гид и министр по туризму Бурятии, после экскурсии по городу везут автобусом до Кяхты.
В первый экспедиционный пробег еще едут на весь маршрут оператор видео и фото; Брыляков, как руководитель проекта; министры и гиды по регионам будут меняться. То есть остается десять мест для продажи.
— А я? Ну ничего вы? А инженер – конструктор в первый пробег должен ехать.
— Это ты, Виктор, в затраты подготовки пяти мотоциклов заложи.
— Бюрократы. Вот она министерская смекалка. Так! Значит, я делаю пять мотоциклов для путешествия на пять тысяч километров.
— Пять, но почему на пять тысяч км?
— Ну…. Потому что Урал, потому что не так дорого комплектуем, потому что.
Мне долго объяснять нужно бы было, я высказал:
— Давайте экспедиционный мотопробег сделаем, там посмотрим.
Мечта увидеть Байкал приближается.
Дело пошло. Считаю сметы, делаю разработки. Но, не дожидаясь финансирования, закладываю два мотоцикла в производство. Обманывая себя, что делать образец нужно. Что я так точнее буду знать затраты на них. Но на самом деле я рад обмануть себя, желание участия в пробеге затмевает экономическую часть проекта. И точно.
Приезжает Константин, все так же полон оптимизма, но отклоняет мои сметы.
— В таком виде проект правительству не подают. Нужен обычный бизнес план. Я же его запущу по разным министерствам на рассмотрение, а они будут читать то, что умеют. Найди примеры бизнес планов по теме государственно – частного партнерства, и сделай подобный.
Я нашел, но приуныл. Во-первых, это объем, который включает настолько мутные и объемные разделы, типа изучение и анализ рынка продаж. Во-вторых, мне нужно на половину бюджета найти инвесторов. Я технарь, звоню Константину – жалуюсь на бизнес план. Для него я забавен, он советует мне контору, которая делает это все профессионально.
Связываюсь по интернету, по телефону и новое унынье: цена и качество. Первое: — «За что, столько?» Второе: цифры, объекты просто надуманы. И приходит на ум:
— Да это у нас вся страна в таких проектах. «Просто кошмар какой-то!» Что делать?
Занялся сам. Вручил «документ» Константину при следующем визите. Он сообщил, что почти готов проект в целом. Готовы все регионы, и даже есть туристы, которые готовы, еще не зная цену путевки. Константин готовит большую международную конференцию в Ирбите по «Чайному пути», и явно тяготится моими вопросами.
Лето приближалось слишком быстро, а у меня в работе всего два мотоцикла, и то я ужимаю на них бюджет. Один начинаю катать, испытанию подлежит хитрое водяное охлаждение. Вся хитрость которого от бедности. Новые технологии не как надо, а на сколько хватает бюджета.
В этом есть уменьшение возможностей в главной цели, но в этом есть и итоговый выход изделий для будущего производства. Так было во всех прошлых грандиозных проектах, так в итоге стало и с «Чайным».
Развязка пришла скоро. Приехал Константин, который главный и объявил бюджет:
— Хватит не на все, на мотоциклы средства правительство не выделило, поэтому есть предложение: — взять мотоциклы в аренду у частников в Ирбите и совершить мотопробег до Кунгура в рамках проекта «Чайный путь».
— Куда? …. Да Вы …. Я тут …. Какие частники?
— Сергей Зырянов же арендует мотоциклы для иностранцев?
— Да, Константин, обломали Вы нас, я тогда лучше до села Байкалово сгоняю, хоть название причастное к проекту и шестьдесят километров ехать всего.
Вот и кончился проект, а я желания раскатал. Константин что-то про мой бизнес план начал. Но к чему уже эти все рассказики.
— Мы никуда не едем, а как хорошо все начиналось.
От унынья спасла работа. Заказов достаточно, а тут еще Миша Смердов захотел самый большой самовар в мире.
— Миша, я что не делаю, у меня все равно получается мотоцикл.
— Пусть получится мотоцикл, только чтобы чаю на всю ярмарку хватило.
Его кстати тоже заразил Константин, который зам министра, на том первом совещании:
— Что это вы гостей пустой чашкой встречаете? Надо чаем встречать.
Моточашка выпала так же из одного из грандиозных проектов управления культуры и… города. Но наших чиновников хватило только на начало проекта «Технопарк Ирбитские забавы». Начальник даже в Германию с ним скатала, а городу осталась пустая чашка, которая, кстати, была профинансирована, только на треть, а на две трети я попал. Да, что-то это стало входить в систему.
А вот и Михаил и повелся на «Чайный путь».
— Самовар на мотоцикле! Ни у кого нет. Сделаем?
— Сделаем. Недорого сделаем!
И Миша притаскивает нам трицикл – такую хламину, какую трудно найти. Фото есть, но показывать не надо.
Правда, потом пришлось работать еще сболее худшими хламинами.