Мотодом № 4, часть 3.

Ирбит. Август 2019 года.

 Мотодом № 4 просто процветает или находится на пике своего развития. Посетителей нашего музея достаточно много, так много, что физически мы начинаем уставать. Мы — это вот:

А мне не хочется быть просто музеем, мне хочется еще что-то создавать. Я вспомнил свою идею при оформлении этой площадки в 2016 году. Так как эта площадка была территорией инженерного корпуса мотозавода, то было бы здорово воссоздать производство мотоцикла, как интерактивную экспозицию. У меня было две темы:

Первая – конвейеры, которые завораживали меня в цехе покраски.   Вторая – изготовление крыла мотоцикла Урал в 50-х годах прошлого века.

Оборудование для воссоздания у меня уже было процентов на семьдесят. В свое время мотозавод мне не мог отдать долг деньгами, и я согласился на оборудование, которое на то время не было востребовано.

— Почему согласился? Не знаю! Не могу объяснить, полагаюсь на всевышнего.

Так вот, я начал эскизировать две интерактивные выставочные зоны и в процессе поделился соображениями с Михаилом Смердовым. Напоминаю, Михаил Смердов соучастник, подельник в создании нашего музея. Ему принадлежит помещение и автомобили. За это моя контора КБМТС платит ему условную плату за аренду, а мы ухаживаем и представляем его экспонаты. Вот мы на фото с Николаем Доном.

Михаил Иванович как-то неловко стал отговаривать меня от реализации этих идей, по крайней мере, в ближайшем будущем.

— Ты что, торгашей нашел на эту площадь?

— Переговоры ведутся давненько. А музей где-нибудь разместим, место найдем.

— И когда сваливать?

— Никуда не надо сваливать. До конца года здесь точно все остается как есть.

Разговор был долгий, неприятный, но честный. С развитием идей я как-то потух, но скучать не дали посетители.

Август самый посещаемый месяц иностранцами – мототуристами. Они как будто цепляются за последний месяц лета.

С местным телевидением у меня была условная договоренность, как приезжают интересные посетители, я звоню, для телевидения это сюжет, для нас своеобразная реклама, хотя зачем нам реклама в городе Ирбите.

Вдруг заезжает неожиданная большая группа европейцев:  немцы, французы, итальянцы… Я звоню Анастасии, а та отвечает, что их бригада на выезде, что сейчас свяжется с Юлей, может они быстрее приедут. Мое дело сообщить и идти работать с группой.

Группа большая, переводчик – гид из Москвы, уже бывавший у нас. Гид переводит то, что считает нужным или добавляет свое. Полтора часа проходят как пара минут. Иностранцы одеваются и выходят к своим мотоциклам, у них планы добраться сегодня до Тюмени. Я краем глаза замечаю видеооператора с нашего телевидения. Ну вот, вроде все нормально получилось.

Мотоциклы запускаются, трогаются, прощальные приветствия, отличная минута для меня.  Далее, я по какой-то причине задержался, телефон или осмотр территории, задержался минут на десять. Краем глаза вижу двух мотоциклистов, движущихся в нашу сторону. Двое вернулись? Нет, это совсем другие во всем черном.

Мототуристы аккуратно припарковались возле меня. Черные костюмы, черные шлема, черные мотоциклы и весь багаж в черных чехлах. Устало снимают перчатки, шлема, балаклавы…. Ба, да это японцы! Подхожу, протягиваю руку, представляюсь.

— Ози , Ньямна, Бирма!

— Бирма? Офигеть! Таких у нас еще не было.

Я жестами приглашаю пройти в здание и сдаю их Ольге, она хоть как-то знает «английский». Ольга сразу, в отличие от меня, предлагает им умыться, отдохнуть и выпить чаю.

Оказывается, они едут по пути легендарного соотечественника, вроде принца какого-то, который первый из их страны проехал по этому пути в Лондон, ровно пятьдесят лет назад.

— Он заезжал в Ирбит?

Говорят, что заезжал на мотозавод, зачем не знают, но на мотозаводе он был.

— Во! 50 лет назад того принца наверняка водили в музей мотоциклов, а экскурсию вел Зефиров Борис Владимирович. Во! Красивая легенда!

Меня переполняла эта встреча. Я забыл, что надо идти на совещание с мэром, которое тот назначил в двухстах метрах от нашего музея, у проходной ИМЗ. Однако я не забыл позвонить Анастасии на телевидение, кратко рассказав об удивительных гостях. По музею была экскурсия, но мы часто сбивались на их путешествие, на места, где взаимно бывали и узнавали по фото.

 

Телевизионщики  прибыли и снимали, прибыли даже две бригады.

Меня еще прилично удивил мой десятилетний внук, он и гости спокойно говорили о спортивных мотоциклах, о его мотоциклах на английском языке. Вот коротенькое видео от телевизионщиков.

 https://youtu.be/hFI00He6-xs

По традиции перед расставанием я прошу оставить страничку о себе на «Столб Славы». Сидим, пишем, вот она:

Вдруг я слышу какие-то крики от входной двери, потом узнаю голос мэра:

— Завьялов, ты почему игнорируешь  мои совещания? Где он?

Последний вопрос был адресован Ольге. Она показала в сторону, где мы писали «Лист Славы». Мэр, увидав меня, снова громко повторил вопрос. А Ольга возьми да и спроси у Анастасии:

— А кто это?

— Мэр!

Почти шепотом ответила Настя. Мэр со злостью обернулся на Ольгу, потом все же переключился на меня. Меня легко завести на ругань, но тут, видимо, у меня было лирическое настроение, и я очень мягко ответил:

— Так у меня гости, дальние гости.

Мэр осекся, уставившись на иностранцев, потом вернулся к входу, а это за большим шкафом. Я, нарочито громко, обратился в сторону Ольги:

— Ольга Ивановна, замени меня, пожалуйста.

Усадив Ольгу, я отправился на съедение, но мэра как подменили. Может Анастасия ему объяснила, может он так быстро отходит. Он подал мне руку и спросил:

— Ну, давай показывай, что у тебя тут?

— Я же раза два Вас звал посмотреть. Пойдемте!

Мы шли вдоль выставочных рядов, а я рассказывал историю создания Мотодомов. Рассказывал без эмоции, без претензии, без сожаления. Рассказывал о посетителях и интересных встречах. Он слушал и отвечал, задавал простые вопросы. Атмосфера была обычной беседы. Минут через десять мы уже возвращались, и он остановился у  мотоцикла ИМЗ 8-103-10.

— А этот что тут делает, обычный Урал?

— Да, обычный, но он рекордсмен, этой модели было выпущено более полтора миллиона штук. Каждый день с конвейера скатывали пятьсот таких мотоциклов! …

В общем «меня понесло». Как вдруг мэр меня оборвал:

— Вообще-то мне это не интересно. Это совсем не мое.

Я оторопел, после слишком затянувшейся паузы, я выпалил:

— А что тогда на каждом совещании и собрании заявляете, что Ирбит мотоциклетная столица России, что мы храним мотоциклетное наследие?

Я не договорил, как мэр обратился к сопровождающим:

— Пошли отсюда!

И все ушли. Я стоял, я не понял, что это было? Далее, услышав голоса гостей, пошел к ним, их снимало телевидение. Минут через пятнадцать мы их уже провожали в дорогу, а еще через десять «прилетел» Смердов, буквально налетев на меня с вопросами:

— Ты зачем его послал на (три буквы)?

— Я его никуда не посылал. Вообще, я никого никуда не посылаю.

— Послал. Мне Наталья все пересказала.

— Наталью я и не помню, вначале была, а потом не было ее возле нас.

Неприятный разговор, передавать не стоит. Смердова, видимо, очень расстроила моя позиция к мэру, а я не понимал, чем это ему грозит.

— А что было? Что?  Ему не интересно и что? Убежал, обиделся.

Если бы это произошло в Мотодоме№3, то да, там муниципальное учреждение, кормится с руки. А мы частники, я так не понял, чего испугался Смердов.

«Лето красное пропели; Оглянуться не успели, Как зима катит в глаза.»

Смердов стал все чаще водить непонятных людей, то ли будущих арендаторов, то ли строителей. Говорили про пол, про входную группу, про.., про… . Потом я узнаю цену аренды, она более чем в 10 раз превышает нашу ему плату. Вот с этого момента я уже четко стал понимать, что Мотодому №4 приходит конец.

Но со мной никто не говорил о конце.

В октябре вскользь  прозвучала фраза о нашем переезде на третий этаж

До этого момента от наших общих знакомых про Смердова я принимал некоторые замечания, типа, мы должны чаще говорить:

— Михаил Иванович! – как мы вам обязаны.

— Только благодаря Вам!

А все сводилось к банальному: — «Какая же я красивая, Какая я обаятельная!»

Мне же казалось это некачественным взаимоотношением, а для него видимо удовольствием, вернее, с нами, неудовольствием.

Это его недовольство накапливалось, и когда-то сработало, но все произошло более просто и быстро.

— Михаил, мы не поедем на третий этаж. Само то, что твоя идея «ЭКСПО Ирбит» теряет смысл, когда на основной площадке находится продовольственный магазин. Михаил, ты делаешь выстрел в собственную ногу. Ты перечеркиваешь массу своих усилий по созданию музейного комплекса.

— А ничего не меняется, там будет тоже хорошо.

— Нет, я не хочу быть троечником! СЕЛЬПО какое-то. От тебя и Ильич съедет.

— А ему куда съезжать, некуда!

На самом деле это нам съезжать некуда, и в этом Михаил Иванович был уверен. Действительно, нам съезжать некуда.

В ноябре Михаил начинает поднимать свои автомобили на третий этаж. Поднимает не он, конечно, поднимает кран, и бригада смердовских разнорабочих. Зрелище захватывающее, но для нас грустное, нам же  предложено в недельный срок покинуть помещение. Вообще-то срок был объявлен трехдневный, но после неописуемой ругани, мы выезжали, как могли, и даже устроили отходную.

И даже подурачились. Как говорится:

-Хочешь уходить? Уходи красиво!

Выезд конечно был печальным. Мы и морально были подавлены, и физически, мы расталкивали экспонаты куда могли. В первую очередь на производственную площадку, далее, пришлось брать дополнительные площади в аренду, к друзьям и знакомым. Все это носило форму бардака.

Ну, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

А как я смотрю на эти события с начала 2023 года?

Экономическая ситуация.

Главное:- «Бизнес, только бизнес, ничего личного». Да, это так. Хотя и неудовольствие в сотрудничестве с нами у Смердова росло, и «бизнес» облегчил его душу.

В экономике есть еще одна сторона.

Наш музей с 1 мая по 1 сентября посещало в два раза больше посетителей, чем за остальные восемь месяцев. А за эти месяцы нужно тоже платить аренду, зарплату и т.д. Ситуация такая, что впору открывать сезонный музей.

Политическая ситуация.

Ковид, а сначала «каникулы», сломал не только экономику всех частных общественных заведений, но привел многих к закрытию и разорению.  

Социальная ситуация.

Почему не получился «Мотодом №3», потому, что очень многие хотели на этом заработать физически и политически. А культура была средством для этого. Люди в городе стали такими. Исчезла практически техническая интеллигенция в Ирбите. Уже в начале века кадров не стало.

Сначала мне было непонятным, почему многим ирбитчанам наш музей не нравился, они приводили своих гостей, а сами убегали. Весьма нездоровая социальная ситуация.

Вывод.

«А вывод такой, у меня появился другой».

Мы открыли после ковида Мотодом №5. Мы продолжаем нести «мотоциклетную» культуру заинтересованным посетителям. Благодаря непростым взаимоотношениям с властью, с людьми культуры, туризма, бизнеса и т.д., у меня есть о чем рассказывать, писать.

Приглашаем в гости в Музей – студию мотоциклетного конструирования.