Аксессуары на Урал. Крис Бержес.

 

С высоты сегодняшнего дня можно сказать, что Крис не ожидал, что Хаит превратит бренд Урал только для элитного пользователя. У него были совершенно другие ожидания от завода, от Хаита. Хаит же сразу соренировался, что выгоднее продавать бренд, а не транспортное средство. А это значит нужно производить мало, но качественно, при чем, на производство тратить меньше, а на систему продаж больше. Думаю на этом и не сошлись Илья Хаит и Крис Бержес.

Крис Бержес оказал очень сильное влияние на работу КБМТС

Аксессуары на Урал. Крис Бержес.

       Начало двухтысячных. Довольно сложное время для КБМТС. Я хотел сохранить конструкторское бюро, хотя уже оставался единственным в нем конструктором, однако брался за различные работы, весьма косвенно относящиеся к конструированию, а уж к мотоциклу вовсе не относящиеся. Мы делали дорожные знаки и стелы «Ирбитский район» (об одной расскажу попозже), делали оборудование для магазинов и двери для офисов, вертушки в проходные и оборудование сцены. Делал колеса, фильтры и панели к мотоциклам, но уже не делал ни водяного двигателя, ни минитрактора.

       Вечером ко мне в подвал Ваганыч (Ваганов Анатолий – переводчик) привел здоровенного мужика совсем не говорившего по-русски.

— Знакомься – Крис Бержес – официальный дилер мотозавода в Англии.

Представив меня, они о чем-то долги бубнили, потом Ваганыч стал мне объяснять о каких-то странах, где распространяются полномочия Криса…

— Зачем ко мне пришли?

— А вот, почти официальный визит по рекомендации отдела продаж мотозавода. — А почему почти? Подвал у тебя так сказать не лучшее место для международных отношений.

— Да у меня тут за десять лет пол-Европы побывало, и где отношения?

— Поэтому и нет. И потом, чего орешь? Пошли, покажи Крису свои наработки.

      Действительно, стоим с гостем у дверей. Я стал показывать все подряд: паровозик на базе мотоцикла, вездеход на базе мотоцикла, аэрокат на базе мотоцикла и так далее. Крис дивился всему, не сдерживаясь. Потом были двигателя, пара мотоциклов и комплектующие, шедшие на мотозавод. Бержес все трогал, о чем-то бубнил. Ваганыч переводил процента три от его бормотания. А я громко декларировал у каждой «железяки».

— Чего орешь? Спокойнее говори, мы вроде надолго. Крису у тебя понравилось.

В это время по трубе канализации что-то пронеслось с грохотом, переходящим в журчание. Крис был ошарашен, правда, ничего не спросил, но поглядывал на трубу с опаской.

— Крис Бержес заказывает мотоциклы с колясками партиями по 10 – 40 штук, и он хотел, чтобы партии отличались друг от друга исполнением.

— А я причем? Завод исполнитель. Пусть красит разным цветом, еще там что-то.

— Он уже красит и ставят что-то. Крис хочет чтобы были варианты, типа «спорт», «милитари», ты что-то предложишь?

Мы пошли сели в кабинете. Кабинета как такового не было, был зал для макетирования с двумя кульманами и большими столами, заваленными разными узлами и деталями, на чужой взгляд просто беспорядочным хламом. Но Крису это явно нравилось. Он постоянно отвлекался от разговора. Пока Ваганыч мне что то переводил, Крис уже крутил какой нибудь редуктор или разглядывал блестяшку, покрытую хромом. Хром приводил его в торжественное состояние, и только грохот в канализационной трубе все портил. Действительно, этот грохот, которого я уже давно не замечал, начал и меня напрягать: — «Просто кошмар какой-то»!

Встреча действительно была долгой. Ваганыч устал первым и торопил нас с конкретикой. В общем договорились работать, и я к следующему его визиту подготовлю дорожно-спортивный вариант.

А уже через месяц я оборудовал мотоцикл рамками фары, боковыми дугами и дугой коляски. Такой кит набор планировалось поставлять на мотозавод, где штатные работники все установят на мотоциклы Криса.

Идея пошла, однако заводу она не очень нравилась. Отвечать за чужие изделия кто хочет? А если еще деньги мимо, то совсем не хочется. Однако Крису они отказать не могли.

       Крис был обаятелен, особенно очаровывались им женщины. Он даже умел вести беседу, когда ни он, ни партнер взаимного языка не понимали. Эффектно одевался, тогда это было для нас интересно. Однако один раз он меня несколько напряг. Я заехал за ним в гостиницу, где он меня  встретил в футболке с надписью «…й на Баварию».

— Крис, вот это «no», это режет глаза, это …

— Why? Виктор, почему. В Англии можно, это ..

Не уговорил. Привез его на завод в этой футболке. А он еще больше выпячивается с этим лозунгом. И действительно, женщины улыбаются, мужики одобрительно большим пальцем показывают. Мне бы номер не прошел, точно.

       Мы подолгу беседовали в подвале, хотя я в английском ноль, он на русском нисколько, хотя с матом нормально. В техническом диалоге, да еще с железками затруднений не было. Так у нас появился вариант Ретро, Спорт, Милитари, Люкс, которые кардинально модель не менял, но придавал вид особенности. Багажник на крыло, козырек на фару, колпаки колес, зеркала и еще много чего мы тогда напридумывали по ночам.

Меня уже валило с ног, а Крис был бодр и весел, только потом я догадался, что он жил по Гринвичу на пять часов позднее Ирбита. Наконец я его повез на Волге в гостиницу. Едем по ночному городу, и Крис меня спрашивает: —

— Виктор, покажи Стекольный завод, там директором Иванов? Я с ним начинал бизнес в Ирбите.

— Да, Иванов, сейчас покажу.

— Это Стекольный?

— Нет, это частный сектор.

— Что такое частный сектор.

— Ну, это дома. Дом, где люди живут.

— Дом, люди живут. А это тоже дома?

— Нет, это гаражи.

— Что такое гаражи?

— Гараж, это дом для авто, для мото.

— Дом для авто? Почему? Почему люди живут там, а авто здесь? Виктор ты рассказывал, что у тебя есть земля недалеко, где цветы, лук. Почему земля недалеко, авто здесь, а живешь там?

Да, уж, вопросик! Вот как объяснить англичанину, почему так, то ли с революции 1917  года начать, то ли что в России земли много, или мало?

Стекольный я показал, а вот на вопрос не ответил. Я и сейчас не знаю, почему у нас так.

Работа шла нормально: конструировал, разрабатывали с парнями технологию, делали опытные партии, потом переходили на серию. Много было хромированных деталей, появилось шитье: чехлы, тент, были и нелепые штуки.

Вот обычный факс от Криса

Аксессуары оплачивал уже завод, и сам разбирался с англичанином.

В один из очередных визитов англичанин вновь напряг мои мозги. Я забирал Криса и его московскую переводчицу с Базы отдыха из пригорода. Дорога проходила через село Речкалово. Проезжаем на Волге мимо усадеб и дворов, вдруг Крис давай хватать меня за плечо.

— Стой! Стой! Давай назад.

— Что такое? Что там?

— Назад, давай назад.

Я сдаю назад, Крисс не выдерживает, выскакивает из машины и бежит, куда-то за поленницу. Что же там такое? Я тоже выскакиваю и спешу за поленницу. Крис выскакивает, жестикулируя руками:-

— Фото, дай фото?

— Да нет у меня фото, не взял я фотоаппарат.

Захожу за поленницу, а там стоит мелкий минитрактор. Он какой-то пегий: не потому что покрашен нелепо, он вообще не покрашен, а собран из каких-то грязно разноцветных узлов и деталей. По-моему у него даже все колеса были разные, а Крис бегает вокруг него и декларирует:-

— Super! Super! В Англии такого нет! В Англии такого ни одного нет. Это супер!

Я смотрел на суету Криса и не понимал:-

Что он тут кино устроил? Банальная самоделка. Мужик что спер в колхозе, из того и сотворил. Просто кошмар какой-то!

Крис стучал в ворота, то ли купить хотел, то ли автора попытать, но ему ни кто не открыл. Я уговорил англичанина, что поедем обратно, достучимся и фотоаппарат я возьму. Разочарованный и восторженный он с неохотой полез в машину. Пол-дороги Крис мне рассказывал про необычность увиденного, про  значимость таких редких вещей. Я был просто поражен его видением прекрасного. Он коммерсант, деловой человек. В середине 90-х занимался алюминиевым бизнесом, были плохие последствия: участвовал в разборках, побывал в пленниках. А тут пегая самоделка:- «Super»! Я ни чего не понял, но вновь серьезно задумался.

На обратном пути мы не вспомнили про шедевр, была ночь и мыслей других хватало. А неожиданным в тот день для меня явилось и деловое предложение партнера. Крис заявил мне: —

— Я хочу провести чемпионат Англии на мотоциклах Урал с колясками.

— Чемпионат Англии на Уралах? Ой-е! В России свой-то прекращен чемпионат, а тут в Англии.

— Да! Мне рассказали, что ты гонялся и был чемпионом среди Урала.

— Нет, чемпионом страны я не был, но гонялся на Урале, где-то лежит ленточка чемпион Сибири и еще чего-то.

— Вот. Я могу фотографии спортивных мотоциклов найти, ты по ним сделаешь?

— Да фотографии кроссовых со мной я тебе покажу. Свои кроссовые мотоциклы я сам делал.

— Да, Виктор, да. Но нужно оставить родными светотехнику, электрику, колеса, двигатель.

— И сколько таких мотоциклов нужно?

— Тридцать.

— Сколько? Тридцать?

— Yes! Yes!

У меня были сложные чувства. С одной стороны мне было обидно:- мой любимый спорт у нас угас, а в какой-то Англии чемпионат на Уралах. С другой стороны я получал заказ на любимую тему.

— Давай сделаем так, я делаю один опытный образец, мы его катаем, и на базе него делаем партию.

Мы долго макетировали и обсуждали, не замечая времени, пока нас терпела переводчица. Елена была москвичкой, и у нее терпения было значительно меньше, чем у Ваганыча, и в техническом аспекте была слабее. Зачем он ее взял?

Да! Класс! Я получил классный заказ.

Некоторые визиты Криса не сопровождались переводчиком. В технической дискуссии для нас было проще, хотя со стороны выглядело комично. Каждый говорил на своем языке, употребляя комплекс жестов. А вот телефон не мог дать понимания. По телефону мы не понимали друг друга. После нескольких минут разговора от Криса следовало:-

— Ни ..я не понимаю!

Наш разговор на бытовую тему выглядел удручающе. Как-то Криса принесло ко мне в масленницу, он не сильно следил за праздниками. Ну что? Пошли в подвал, жил-то я в этом же доме. Долго ли, коротко ли заседали, только вызвонила меня супруга по телефону: —

— Блины стынут, давайте за стол.

Я  что-то пообъяснял Крису на счет масленницы, традиций и блинов, в общем уговорил. Поднялись в квартиру, усадил его за стол, заставленный разными блинами. Сделал  кофе, и когда принес вызвал одобрительное удивление:-

— Coffee? Turkish coffee? Super! Come on! (Давай!)

— Я начал плести, что 25лет только турецкий кофе пью и … .

Застольные базары постольку – поскольку. Крис угощался только простыми блинами с маслом. От блинов с творогом и мясом отказывался наотрез и даже от сметаны. Ну и ладно. Кофе было оценено на отлично.

Переводчица Лена уже потом была крайне удивлена, что Крис ел домашние блины и пил самодельный кофе.

— Он в России не ест ничего, что без герметичной упаковки. Обедает только в постоянных ресторанах. А тут блины. А вы ему еще и с мясом предложили?

Действительно, я вспоминал, что на ужин он брал все в упаковках известных брендов, только пиво наше. Ну вот, целый Англичанин нас уважил, «горжусь».

Я как-то опоздал на встречу, вернее опять забирал его с базы отдыха, и опоздал. Крис вышел уже на встречу, я извинился. Посадил, едем.

— Крис, я извиняюсь, но у меня уважительная причина, я досматривал гонку «Формулу1». У меня отличная новость для тебя. Гонку выиграл англичанин  Дэвид  Култхард !

Крис что-то сказал, потом потребовал остановить машину.

— Виктор, никогда не говори, что Дэвид англичанин. Дэвид шотландец, я не хочу слышать, что он англичанин.

Я был несколько обескуражен. Согласился со всем, что просил Крис. Поехали.

Работаем.

Все было хорошо, но вспомнил нерешенную проблему. Крис просил меня перенести запуск рычагом кикстартера на правую сторону. Что только я не рисовал, но толкового так и не выдал. А тут бац! Плохая новость.

Крис подал в суд на мотозавод на недопоставку мотоциклов и еще за что-то. Вот в какой суд и подробности я рассказывать не буду, да и не знаю. Только в те годы мотозавод «кидал» всех постоянно, меня кстати тоже. Обычно это делалось так.

Создавалось новое предприятие, на которое передавалась вся собственность прежнего. А на прежнем оставались работники, обязательства и долги. Все!

Мне по дружески говорили: —

— Ну возьми хоть пару станков, а то вообще все денежки пропадут, нам нечем платить.

Я брал этот металлолом, потому как доброе не давали, и потом, попробуй, вставь что-то ненужное в технологическую цепь? Итак, мотозавод имел меня несколько раз. Я последний в России был, кто работал с мотозаводом, но об этом потом. О Крисе.

— Криса я больше не видел. Где он судился? Что и как? Мы были не в курсе. Он не отвечал ни на электронку, ни на телефон. И как все разрешилось, я не знаю.

Я остался с неоплаченным проектом спортивного мотоцикла. Конечно, было жаль утраченных перспектив. Жаль было и Криса, он оставил мне много вопросов:-

— За что не любят русских англичане? И еще кое-кого.

— Почему земля недалеко, авто здесь, а живешь там?

— Почему через мой офис проходит общая канализация?

— Почему нелепая самоделка является «супер», «вещь»?

— И так далее.

Кроссовый мотоцикл остался на память.

А отношения с мотозаводом по аксессуарам наладились, даже улучшились. Хотя?

Привожу свою продукцию на мотозавод. Контролер на складе не принимает, бракует продукцию: —

— Хром плохой. Мы не будем брать эти дуги.

— Да, но хромировал то ваш цех и контролер принял.

— А мы на складе не принимаем.

Я забираю все, увожу, продаю всю продукцию другим заказчикам. Об этом узнает кто-то из руководителей мотозавода или служба безопасности, и устраивают скандал.

— Мы договаривались, что хромируем твои изделия только для поставки нам.

— Я же первым вам привез.

Дело было в стоимости услуги хромирования, то есть, если завод поднимет стоимость хромирования, я автоматом поднимаю стоимость изделия. А по договору эти изделия поставляем только заводу.

— Но вы же и не берете их, вы же забраковали?

— Правильно, как мы будем брать некачественную продукцию?

— А я куда с этим? Хранить вечно? Ваш же брак, ваш, а я деньги вложил.

Вот так и работали, перепинываясь. После Криса еще больше десяти лет работали с этим мотоза..дом.

Вот обнаружил любопытный факс от Криса о прицепном устройстве.

Виктор Завьялов