Командировка на мотозавод в Ижевск.

Ирбит, МОТОЗАВОД, ОГК, 1992год.

Вызывает меня главный конструктор и предлагает съездить в Ижевск в командировку.

— У них проблемы с Орионом, клапана с поршнем съезжаются. Они же двухтактники, они не работали с четырехтактными двигателями. 10 тысяч пробега и катастрофа.

Съезди, посмотри, сразу свои суждения не высказывай, может чертежи поршневой группы и газораспределения привезешь.

Моя командировка началась с курьеза.

Прилетев в Ижевск, я нашел здание администрации МОТОЗАВОД (Большие буквы над зданием) и направился в отдел кадров. У меня взяли документы и отвели в комнату ожидания, показав дверь, где можно выйти в «садик» покурить.

Я знал, что где делают мотоциклы, делают еще и стрелковое оружие, поэтому прихватил с собой «Допуск 3 степени». Самая маленькая степень, но мне казалось достаточная. Выйдя покурить, я увидел за следующей решеткой забора мужика таскающего пару стволов, явно станкового предназначения. Дождавшись тетку, тоже со стволом, они ушли, громко ругаясь.

Выйдя третий раз покурить, я уже почуял что-то неладное. Просматривалась прозрачная проходная, где работник, проходя первую вертушку, оказывался запертым. Он говорил что-то охраннику, который доставал из какой-то ячейки пропуск, давал работнику и открывал вторую вертушку.

— Что-то чересчур строго — подумал я, но меня окликнул мужчина, представившись работником 1 отдела.

— Виктор Николаевич, вы прибыли не на тот завод, куда вас командировали. Мы уже проверили ваши личные данные, связались с отделом конструктора Ижмаша. За вами выехала машина главного конструктора мотоциклетного производства. По ее прибытию мы Вас пригласим.

— А вот надпись МОТОЗАВОД над зданием?

— Ну…? Вы же служили, Вы знаете особенности нашей армии и среднего машиностроения.

Сейчас это здание выглядит так. А раньше было написано МОТОЗАВОД.

Пришла машина, по дороге я все это рассказал водителю, а он:

— А, ерунда, постоянно так, бюрократы сидят, всякую …придумывают.

Встретил главный конструктор, очень долго расспрашивал о моем «главном», оказывается, они вместе учились и стараются встречаться.

Потом отвел меня в группу двигателя, рассказал о проблеме, дал рабочее место, дал поручение опекать меня конструктору. Правда, по общему поведению, мне показалось, что проблема то уж не такая и катастрофичная.

Конструктор принес мне папку чертежей, где на обложке было написано «МАХА 550». На мое недоумение:

— Почему МАХА?

— Ну, это же Ямаха. Нам вышестоящая контора купила лицензию на производство двигателя и еще некоторых узлов у японского концерна Ямаха. Двигатель Ямаха ХТ 550, мы его просто Махой зовем. Все, что я сказал, закрытая информация, только для внутреннего пользования.

Мне как-то нехорошо стало, я кивнул, но спросил еще:

— А сами то что? Почему сами не нарисовали?

— Начальству виднее.

Он показал указательным пальцем вверх. Тут я заметил, что парень раздражен, и говорить со мной много не желает. Тогда я попросил меня отвести к испытателям этого двигателя и всего Ориона. Ой! Махи 550.

 

Пришли к испытателям, вернее к одному, копающемуся в проводке того самого Ориона. Конструктор – опекун рассказал водителю-испытателю суть визита нашего и оставил меня «тет-а-тет».

— А проблему то нашли. Масло. У нас нет в стране того масла на котором работает ямаховский двигатель: пятнадцать на их масле и всего десять на нашем. Начальство, вообще, на нас все списывало, что мы специально гробим моторы.

— Но 15 тоже мало по нашим понятиям.

— А у ямаховцев категория ХТ какая-то спортивная. Наше начальство связывалось с Ямахой. Японцы вообще огорошили. Они вроде как предполагают три года эксплуатации. Через три года они предложат более привлекательную модель, или водитель накатается вообще за три года, или убьется.

— То есть вопрос не технический?

— Конечно, нет. Главный нас обвинял, ему японцы объяснили, а он все равно эксперта прислал.

— Какого эксперта?

— Ну,…! Вас.

Я начал обдумывать суть моего визита, что нужно от меня Главным? Я даже волновался накануне: — «Смогу ли я разобраться в этой проблеме?» А оказывается вопрос не технический. Но, следуя по заранее спланированной схеме, а может из-за естественного любопытства, я спросил:

— А можно посмотреть на поломанные или какие-то «конченые» клапана, поршня с этих двигателей?

— Да, пожалуйста, вот они, на полке с бирками по дате поломки.

Бирок я не увидел, но мне бросились в глаза поршни с «прихватами» на юбках, и даже задранные. И я не удержался от упрека:

— А почему такие сильные «прихваты», вы же чувствуете предприхватное состояние поршня?

— Мы катали по инструкции.

И …испытатель «замкнулся» — только «да», «нет». Зря я, конечно, поумничал. Опекун пришел минут через сорок, когда я копался в поломанных клапанах, пружинах, шатунах и т.д. Он даже не спрашивал меня о моих мыслях, впечатлениях. Меня не устраивали такие замкнутые отношения, чтобы как-то расположить собеседника к себе, я рассказал ему мое утреннее приключение с Мотозаводом. А здесь ведь тоже полно ограничений:

— Вот с этим пропуском я могу ездить только на правом лифте, он идет по четным этажам. А по нечетным, это, в общем, по нечетным — это оборонка.

— А на производство двигателей можно посмотреть?

— Можно, только большого видимого интереса не проявляйте, а то вместе будем в 1 отделе сочинения писать.

— Как я провел лето?

— Ну, да. Пошли в столовую.

После столовой я увлекся чертежами с той самой папки Маха 550. В тонких линиях нарисовал чертеж поршня в контуре зеркала цилиндра.

В конце рабочего дня я снова «попался» на проходной. У меня не было какого-то входного листа с отметками. Начальник поста недоумевал:

— А как Вы зашли на завод?

Я минут десять объяснял утреннее приключение, что меня завезли на машине. Начальник не стал раздувать скандал, хотя я чувствовал, что мог, а послал меня к секретарше отдела конструктора. Ее я встретил прямо в открывшемся для меня правом лифте:

-Вот если бы меня не встретили, ночевали бы на предприятии.

 

На следующий день я снова напросился к испытателям, померял и сделал эскиз самого  прихваченного поршня. Конструктор не понимал, зачем это я делаю, хотя это его заинтересовало.

За кульманом, выделенным мне, я нарисовал положение изношенного поршня в изношенном цилиндре, а далее довольно длительный поиск положения клапанов в этой фазе. Естественно у меня клапана «приехали» в тело поршня.

— А красиво! – я за спиной услышал голос опекуна, — у нас была такая версия. Но мы пришли к заключению, что зависают клапана из-за севших пружин.

Вот далее не помню насколько сели клапана, но оценив ответы конструктора, я остался в своем предположении, что износ очень короткого поршня является катастрофическим фактором, а севшие пружины только усугубляют положение.

Короткоходный двигатель 92/84, при общей высоте поршня 50мм., предполагает спортивную эксплуатацию.  Я спросил:

— А вот что обозначает серия ХТ у Ямахи?

Конструктор не знал.

— А почему выбор пал на эту модель?

Конструктор не знал.

— А сами ни чего не рисовали подобного?

— Четырехтактного? Нет.

— Вы же создали Иж Планета Спорт, почему не стали развивать дальше эту тему!

— Иж Планета Спорт это Ямаха 350.

— Черт!   (Я сказал другое слово.)

 

Далее я не видел перспективы своих разборок по этой проблеме. К их Главному идти с докладом не хотелось, я решил подождать. Я решил больше узнать об этом моторе. Попросил некоторые чертежи взять с собой, но получил категорический отказ.

— Эскизы делай, пожалуйста, а чертежи нет, запрещено выносить.

Что ж, занялся эскизированием интересных мне узлов и деталей. Пошли покурить на лестничную клетку.

— Виктор Николаевич! Приветствую! А Вы что тут делаете?

В лице приветствующего я узнал технолога, приезжавшего в Ирбит на мотозавод по вопросам производства головок цилиндра в запчасти на Ижмаше. Приезжали вдвоем, имен я не запомнил, но запомнил, что у парней горели глаза. Я раза два водил их на участок головок, в отдел технолога, они набрали у меня кучу чертежей, на следующий день пришли просить готовые головки. Я и головки дал и заготовки дал. А потом этот парень и говорит:

— Как мы это вынесем через проходную? Может как то оформить можно?

Если бы официально оформляли, день ушел бы. Пошли к испытателям.

— Саша,  тут парням с Ижевска помочь нужно. Я им вот железа надавал. Вывести с завода надо.

— В гостиницу увести? Тогда один пусть фуфайку в раздевалке берет и со мной едет.

Тесен мир, встретились в курилке. А я выше писал, что на нечетных этажах работали ИТР, связанные с оборонкой, а по четным ИТР по гражданской продукции, но курилки на лестничных площадках были общие. Как всегда, — военная тайна по русски.

Я объяснил, за чем приехал, и что сейчас эскизы деталей двигателя рисую, вечером улетаю.

— Зачем эскизы рисовать?

И технолог просит моего опекуна все мне отпечатать.

— Нельзя же, запрещено!

В конце рабочего дня подходит ко мне технолог и говорит?

— Иди отмечай командировку. От сюда каким трамваем едешь? Сядешь в свой трамвай, тебе передадут чертежи.

Ой,е! Учитывая что я ни разу ни Штирлиц, меня охватило волнение на остановке, да и при выходе с завода. Подошел мой трамвай, зашел сел, вдруг подходит мужчина старше меня, спросил мое имя и передал пакет толще. чем папка Маха 550.

Все. Привез пакет своему Главному конструктору, рассказал все, и приключения тоже.

Виктор Завьялов  2022 год