Ирбит, МОТОЗАВОД, ОГК, 1992год.
Вызывает меня главный конструктор и предлагает съездить в Ижевск в командировку.
— У них проблемы с Орионом, клапана с поршнем съезжаются. Они же двухтактники, они не работали с четырехтактными двигателями. 10 тысяч пробега и катастрофа.
Съезди, посмотри, сразу свои суждения не высказывай, может чертежи поршневой группы и газораспределения привезешь.
Моя командировка началась с курьеза.
Прилетев в Ижевск, я нашел здание администрации МОТОЗАВОД (Большие буквы над зданием) и направился в отдел кадров. У меня взяли документы и отвели в комнату ожидания, показав дверь, где можно выйти в «садик» покурить.
Я знал, что где делают мотоциклы, делают еще и стрелковое оружие, поэтому прихватил с собой «Допуск 3 степени». Самая маленькая степень, но мне казалось достаточная. Выйдя покурить, я увидел за следующей решеткой забора мужика таскающего пару стволов, явно станкового предназначения. Дождавшись тетку, тоже со стволом, они ушли, громко ругаясь.
Выйдя третий раз покурить, я уже почуял что-то неладное. Просматривалась прозрачная проходная, где работник, проходя первую вертушку, оказывался запертым. Он говорил что-то охраннику, который доставал из какой-то ячейки пропуск, давал работнику и открывал вторую вертушку.
— Что-то чересчур строго — подумал я, но меня окликнул мужчина, представившись работником 1 отдела.
— Виктор Николаевич, вы прибыли не на тот завод, куда вас командировали. Мы уже проверили ваши личные данные, связались с отделом конструктора Ижмаша. За вами выехала машина главного конструктора мотоциклетного производства. По ее прибытию мы Вас пригласим.
— А вот надпись МОТОЗАВОД над зданием?
— Ну…? Вы же служили, Вы знаете особенности нашей армии и среднего машиностроения.
Пришла машина, по дороге я все это рассказал водителю, а он:
— А, ерунда, постоянно так, бюрократы сидят, всякую …придумывают.
Встретил главный конструктор, очень долго расспрашивал о моем «главном», оказывается, они вместе учились и стараются встречаться.
Потом отвел меня в группу двигателя, рассказал о проблеме, дал рабочее место, дал поручение опекать меня конструктору. Правда, по общему поведению, мне показалось, что проблема то уж не такая и катастрофичная.
Конструктор принес мне папку чертежей, где на обложке было написано «МАХА 550». На мое недоумение:
— Почему МАХА?
— Ну, это же Ямаха. Нам вышестоящая контора купила лицензию на производство двигателя и еще некоторых узлов у японского концерна Ямаха. Двигатель Ямаха ХТ 550, мы его просто Махой зовем. Все, что я сказал, закрытая информация, только для внутреннего пользования.
Мне как-то нехорошо стало, я кивнул, но спросил еще:
— А сами то что? Почему сами не нарисовали?
— Начальству виднее.
Он показал указательным пальцем вверх. Тут я заметил, что парень раздражен, и говорить со мной много не желает. Тогда я попросил меня отвести к испытателям этого двигателя и всего Ориона. Ой! Махи 550.
Пришли к испытателям, вернее к одному, копающемуся в проводке того самого Ориона. Конструктор – опекун рассказал водителю-испытателю суть визита нашего и оставил меня «тет-а-тет».
— А проблему то нашли. Масло. У нас нет в стране того масла на котором работает ямаховский двигатель: пятнадцать на их масле и всего десять на нашем. Начальство, вообще, на нас все списывало, что мы специально гробим моторы.
— Но 15 тоже мало по нашим понятиям.
— А у ямаховцев категория ХТ какая-то спортивная. Наше начальство связывалось с Ямахой. Японцы вообще огорошили. Они вроде как предполагают три года эксплуатации. Через три года они предложат более привлекательную модель, или водитель накатается вообще за три года, или убьется.
— То есть вопрос не технический?
— Конечно, нет. Главный нас обвинял, ему японцы объяснили, а он все равно эксперта прислал.
— Какого эксперта?
— Ну,…! Вас.
Я начал обдумывать суть моего визита, что нужно от меня Главным? Я даже волновался накануне: — «Смогу ли я разобраться в этой проблеме?» А оказывается вопрос не технический. Но, следуя по заранее спланированной схеме, а может из-за естественного любопытства, я спросил:
— А можно посмотреть на поломанные или какие-то «конченые» клапана, поршня с этих двигателей?
— Да, пожалуйста, вот они, на полке с бирками по дате поломки.
Бирок я не увидел, но мне бросились в глаза поршни с «прихватами» на юбках, и даже задранные. И я не удержался от упрека:
— А почему такие сильные «прихваты», вы же чувствуете предприхватное состояние поршня?
— Мы катали по инструкции.
И …испытатель «замкнулся» — только «да», «нет». Зря я, конечно, поумничал. Опекун пришел минут через сорок, когда я копался в поломанных клапанах, пружинах, шатунах и т.д. Он даже не спрашивал меня о моих мыслях, впечатлениях. Меня не устраивали такие замкнутые отношения, чтобы как-то расположить собеседника к себе, я рассказал ему мое утреннее приключение с Мотозаводом. А здесь ведь тоже полно ограничений:
— Вот с этим пропуском я могу ездить только на правом лифте, он идет по четным этажам. А по нечетным, это, в общем, по нечетным — это оборонка.
— А на производство двигателей можно посмотреть?
— Можно, только большого видимого интереса не проявляйте, а то вместе будем в 1 отделе сочинения писать.
— Как я провел лето?
— Ну, да. Пошли в столовую.
После столовой я увлекся чертежами с той самой папки Маха 550. В тонких линиях нарисовал чертеж поршня в контуре зеркала цилиндра.
В конце рабочего дня я снова «попался» на проходной. У меня не было какого-то входного листа с отметками. Начальник поста недоумевал:
— А как Вы зашли на завод?
Я минут десять объяснял утреннее приключение, что меня завезли на машине. Начальник не стал раздувать скандал, хотя я чувствовал, что мог, а послал меня к секретарше отдела конструктора. Ее я встретил прямо в открывшемся для меня правом лифте:
-Вот если бы меня не встретили, ночевали бы на предприятии.
На следующий день я снова напросился к испытателям, померял и сделал эскиз самого прихваченного поршня. Конструктор не понимал, зачем это я делаю, хотя это его заинтересовало.
За кульманом, выделенным мне, я нарисовал положение изношенного поршня в изношенном цилиндре, а далее довольно длительный поиск положения клапанов в этой фазе. Естественно у меня клапана «приехали» в тело поршня.
— А красиво! – я за спиной услышал голос опекуна, — у нас была такая версия. Но мы пришли к заключению, что зависают клапана из-за севших пружин.
Вот далее не помню насколько сели клапана, но оценив ответы конструктора, я остался в своем предположении, что износ очень короткого поршня является катастрофическим фактором, а севшие пружины только усугубляют положение.
Короткоходный двигатель 92/84, при общей высоте поршня 50мм., предполагает спортивную эксплуатацию. Я спросил:
— А вот что обозначает серия ХТ у Ямахи?
Конструктор не знал.
— А почему выбор пал на эту модель?
Конструктор не знал.
— А сами ни чего не рисовали подобного?
— Четырехтактного? Нет.
— Вы же создали Иж Планета Спорт, почему не стали развивать дальше эту тему!
— Иж Планета Спорт это Ямаха 350.
— Черт! (Я сказал другое слово.)
Далее я не видел перспективы своих разборок по этой проблеме. К их Главному идти с докладом не хотелось, я решил подождать. Я решил больше узнать об этом моторе. Попросил некоторые чертежи взять с собой, но получил категорический отказ.
— Эскизы делай, пожалуйста, а чертежи нет, запрещено выносить.
Что ж, занялся эскизированием интересных мне узлов и деталей. Пошли покурить на лестничную клетку.
— Виктор Николаевич! Приветствую! А Вы что тут делаете?
В лице приветствующего я узнал технолога, приезжавшего в Ирбит на мотозавод по вопросам производства головок цилиндра в запчасти на Ижмаше. Приезжали вдвоем, имен я не запомнил, но запомнил, что у парней горели глаза. Я раза два водил их на участок головок, в отдел технолога, они набрали у меня кучу чертежей, на следующий день пришли просить готовые головки. Я и головки дал и заготовки дал. А потом этот парень и говорит:
— Как мы это вынесем через проходную? Может как то оформить можно?
Если бы официально оформляли, день ушел бы. Пошли к испытателям.
— Саша, тут парням с Ижевска помочь нужно. Я им вот железа надавал. Вывести с завода надо.
— В гостиницу увести? Тогда один пусть фуфайку в раздевалке берет и со мной едет.
Тесен мир, встретились в курилке. А я выше писал, что на нечетных этажах работали ИТР, связанные с оборонкой, а по четным ИТР по гражданской продукции, но курилки на лестничных площадках были общие. Как всегда, — военная тайна по русски.
Я объяснил, за чем приехал, и что сейчас эскизы деталей двигателя рисую, вечером улетаю.
— Зачем эскизы рисовать?
И технолог просит моего опекуна все мне отпечатать.
— Нельзя же, запрещено!
В конце рабочего дня подходит ко мне технолог и говорит?
— Иди отмечай командировку. От сюда каким трамваем едешь? Сядешь в свой трамвай, тебе передадут чертежи.
Ой,е! Учитывая что я ни разу ни Штирлиц, меня охватило волнение на остановке, да и при выходе с завода. Подошел мой трамвай, зашел сел, вдруг подходит мужчина старше меня, спросил мое имя и передал пакет толще. чем папка Маха 550.
Все. Привез пакет своему Главному конструктору, рассказал все, и приключения тоже.
Виктор Завьялов 2022 год