Колясочник, колесничий, второй пилот.

Мотокросс на мотоциклах с колясками – уникальный вид спорта, так как одним мотоциклом управляет команда из двух человек. Их слаженность в первую очередь и технические параметры мотоцикла во вторую, определяют возможности экипажа. Значимость экипажа среди подобных экипажей  наиболее часто определяют по водителю, а это спорно, по моему мнению. Я не хочу в этой статье быть экспертом, я хочу разобраться в своих колясочниках. За пять лет моих мотокроссов у меня было пять колясочников, плюс несколько колясочников на одну гонку. Почему пять, а не один?

Как я пришел в коляски я описал здесь: https://motoirbit.ru/pocadili-na-ural/ Случайно «пришел», посадили на один кросс, правда, какой кросс: — Кубок СССР.

— Отъезди одну гонку за команду, а там катайся, на чем хочешь. «Пострадай за Россию!», пусть «за команду», — суть наша русская.

Хотя, как отъезди? Колясочника найти надо было. Я учился на механическом факультете в городе Тюмени, пошел по «ирбитским», Ну, кто хотя бы видел, как работает колясочник. Нашел: — Игорь Сизиков. По общению видно: — Хочет быть крутым парнем. Ой, тогда в 70-е слова «крутой» не было, типа хочет быть настоящим мужчиной. У него и права мотоциклетные были, да, тогда у ирбитских парней мотоциклетные права были у всех. Зима, февраль. Гонка в первое воскресение марта.

— А тренировки? Мы первый раз на мотоцикле с коляской, а трассы нет, тренировок нет.

Нашли место, где снега поменьше: — лед на реке Туре. Вот как раз то место, где сейчас пешеходный подвесной мост. Разгон поперек реки, разворот вправо на одном берегу, разворот влево на другом берегу, потом меняем лево на право. Вот и вся тренировка, правда, раза три — четыре выезжали. Все, потом только официальная тренировка с засечкой на трассе Моторного завода. Не помню расклад, но стартовали со второго ряда. В итоге тринадцатое место. «Тринадцатое»! Из 27 финишировавших на кубке СССР. Тогда я даже не понимал, что это очень хорошо, отлично для первого старта.

— Ну, попросили, ну отъездил. Вот мы на фото. Даже не особо счастливые.

 

 

Однако вот что-то зацепило. То ли «плохишей» с моторного решил наказать, то ли почуял драйв борьбы, то ли с колясочником сошлись, но после этой гонки уже не рвался в «250», остался в «колясках» навсегда.»

 

Пришла осень. Игорь долго пересдавал задолженности весенней сессии, в итоге был отчислен из Института. Он уехал в Ирбит, а следующей весной ушел в Советскую Армию. Фото мне прислал, а я остался без колясочника.

 

Однако вот что-то зацепило. То ли «плохишей» с моторного решил наказать, то ли почуял драйв борьбы, то ли с колясочником сошлись, но после этой гонки уже не рвался в «250», остался в «колясках» навсегда.»

 

Нашел, опять же на своем факультете парня очень спортивного, опять же вполне амбициозного  Глушкова Александра. Он быстро «вкатился». Мне с ним было полегче, чем с Игорем. С Александром я стал больше уделять внимание мотоциклу и двигателю. На областных гонках стали стабильно выходить на второе место. Впереди только был экипаж Абрамова Валеры и Бориса Таранова. Все вроде стабильно, как вдруг Александр заваливает сессию, бросает институт и уходит в армию.

На одну областную гонку я еду с Николаем Кокуркиным — мотоспортсменом из города Львова, прилетевшего в Тюмень подзаработать деньжат. Спортсмен, честно говоря, никакой, а вот человек интересный. У него сложно с национальностью, хотя по натуре он западенец.  Поскитавшись по нескольким предприятиям, вскоре он вернулся во Львов. К чему я о нем рассказываю? В 1980 году он пригласил меня погостить во Львов, а через два года мне пришлось явиться в отдел кадров Прикарпатского военного округа, в город Львов. Еще через год в 1983 году я женился, и Кокуркин Николай был свидетелем на нашей свадьбе.

Интересно складывается моя судьба.  Возвращаемся в 1978 год, где в конце года я снова без колясочника.  В декабре меня находит мой поклонник и болельщик Сергей Медведев. Ему 16 лет, а он уже КМС (кандидат в мастера спорта) по картингу

Фото из Латвии, город Балви. Первый слева мой Медведев Сергей с ирбитской элитой: Устинов Евгений, Бородин Владимир, Милютин Владимир, Тюленев Михаил, Щербинин Сергей.

Вот не помню, как мы откатали зиму и весну 1979 года, но в Латвию на Вадугунс мы поехали. Хвастаться в той гонке нечем – сход. Гонка? Сама гонка понравилась, но я не понравился в ней. Ехали в серединке. В конце второго заезда сошли, но зачет получили. Какой-то «колхозник» сумел коляской выдернуть у меня левую выхлопную трубу. «Колхозники»  — это, в прямом смысле, местные крестьяне. Кроссменами их можно назвать условно, говорящие только на латышском и представляющие сельские клубы. То ли их по квоте пускают, то ли по другим соображениям, но судите сами: мы в середине, а их на круг обгоняем. Однако борются отважно. Но главное впечатление от «спарок».  https://motoirbit.ru/ural-vtoroyraz/

«-Спарки! Я понимал, что в «колясках» будут участвовать не только Уралы. В те годы уже проникали в Союз моторы из-за бугра, но чтобы доминировали «спарки», я представить не мог.

-Спарка? – Это сдвоенный мотор, чаще всего двойной Чезет. Но как едет! Братья Сергисы творили просто чудеса на трассе. Легкий ход по кочкоте, резкий набор, резкий сброс, легкий прыжок. Мы словно «утюги», это на Уралах и Днепрах. Спарка захватила меня: я фотографировал, изучал, запоминал. Уже там я решил, что буду делать спарку.»

Спарку «смаху» не сделать, но процесс я запустил. Чтобы начать новую технику езды, я выпросил у тренера Чезет 380 в удовлетворительном состоянии и прицепил коляску. Начали тренировки на трассе Воронино.

Трасса – карьер, довольно сложная, что давало нам преимущество перед чужими экипажами. Сейчас таких трасс не делают.

Первая гонка показала, что мы имеем огромное преимущество перед Уралами. Мы на первом же круге привозили полкруга второму и третьему.

Руководство областного ДОСААФ не знало, что с нами делать, так как победитель был известен заранее. Какое то время у меня было конструкторско-спортивное ликование, но мне не с кем было соревноваться. Как-то было нечестно. Самое большее сожаление вызывал уход экипажа Валеры Абрамова и Бориса Таранова. Накал страстей вокруг Чезета с коляской только больше разгорелся, когда в команде Ялуторовска появился еще экипаж на Чезете. Все решилось после главной гонки в Тюмени – Приз Моторного завода – Кубка СССР.

Старт мы проиграли вчистую, а когда быстро начали отыгрывать, нас «убрал» ирбитский экипаж Бекишев Анатолий- Буланов Александр. Подробнее здесь: https://motoirbit.ru/ural-vtoroyraz/

Так появился формальный повод запретить Чезеты с коляской. Жаль, у меня по спарке продвигались работы, да и новый мотоцикл был на выходе.

А Сергей Медведев выбыл надолго, сначала позвоночник, потом операция на кишечник…. Потом у меня военные лагеря, практика в институте — пропало лето.

Как-то я пожаловался на мою спортивную безвыходность своим спортивным поклонникам с Транспортного факультета.

— Возьми Володю Малютина с нашей группы. Да ты его знаешь, он ирбитский, гонялся  в 125, даже зачетная книжка есть.

Встретились, поговорили, выехали на тренировку – нормально. Да, на тренировку на Урале. После Чезета он мне казался утюгом.

«Урал потребовал вложений. Поршневая от наладчика моторного цеха, шестерни от лучшего зубореза Ирбита, головки из экспериментального цеха превышали бюджет студента. Пришлось чуть-чуть подторговывать ураловским железом, хоть и не любил это дело. Мое ирбитское происхождение как бы само собой подразумевало и услуги технической помощи, и обладание дефицитом.» https://motoirbit.ru/ural-vtoroyraz/

Кто-то из спортивного начальства удумал осенний мотокросс. В классе колясок появились домыслы о смене лидера. Гонка состоялась до снега. Наше лидерство со старта и соперничество с другими экипажами только на первом круге развеяло все ожидания на изменения  в спортивном раскладе.

Малютин мне нравился все больше и больше. Он единственный из моих колясочников, которому я доверял работы с двигателем и КПП. Володя делал любую работу на отлично.