Вилка

Вилка с последнего чемпионата Советского Союза.

Решил написать историю про вилку подробнее, так как много невероятностей в ней. Но началось все несколько раньше, когда Михаил Иванович Смердов предложил разместить выставку уникальной мототехники в своем помещении. Смердов приобрел часть инженерного корпуса Мотозавода (ИМЗ). Последнему помещение было без надобности, было покинуто, постепенно разрушалось и приходило в негодность. Четырехэтажный корпус требовал от нового владельца больших затрат, поэтому восстанавливался поэтапно.  Мы заезжали и обустраивали первый этаж. Работы было неимоверно много.

 

Строители еще заканчивали реконструкцию стен, окон и т.д., а мы уже завозили мототехнику. И  Михаил Иванович тоже торопился с размещением коллекции советских автомобилей. Все шло одновременно, но имело и большие трудовые затраты. Моя супруга на каком-то этапе подключалась к этому процессу, где было много уборки и чистки.

И как-то терпение Ольги Ивановны взорвалось, возмущение от бесконечной уборки было оправданным. Мои объяснения были нелепы для нее. И тогда я повел ее на второй этаж, где помещение было уже полностью готово для государственного музея мотоциклов (для фондов). Музейщики же не должны готовить себе помещение. Они же культурные работники и …… (ну вы понимаете).

Осмотрев отделку второго этажа, у нас проявился интерес к третьему и четвертому.

На четвертом я узнал остатки последнего помещения отдела конструктора мотозавода. Последний раз я бывал тут в 2005, в 2009. На полу валялись обрывки чертежей, записок и документов. Мне как конструктору стало неловко гулять по развалинам последнего конструкторского форпоста, я ушел. Через минут десять возвращается Ольга с папкой:

— Это твоя папка чертежей еще 88 года.

— Да, почерк мой, это «Фильтр» в пробег. Это когда я был руководителем группы двигателя. А вот почерк Подорванова Василия, которого Пушкарев поставил вместо меня.. . Он  еще раз запускал этот фильтр в производство и 90-м и в 91 годах. Неожиданная находка.

— Я завтра еще схожу, может еще что-то найду.

Ольгу захватил дух сталкерства или простого любопытства.

На другой день она принесла несколько сохранившихся калек с чертежами видов мотоцикла. Кальки были очень помяты, но целые. Эта находка серьезно изменила мое отношение к ее походам.

Мы развесили кальки на кульманы для расправки и чистки.

На следующий день, захватив камеру, мы вновь отправились на четвертый этаж.

Жуткие пейзажи.

Я так понимаю, что это не только в Ирбите так, но здесь мое. Последний отдел конструктора ИМЗ. Последние бумаги, чертежи. Знакомые подписи.

Здесь работали люди с высшим, специальным образованием. Государство вкладывало в них деньги и на обучение, и на информационное обеспечение, и  на … да на много чего. В каждом городе был инженерный, технический интеллект в том или ином виде. И вот просто все стало не потребно?

Да, нет! Дело совсем не в экономике.

Серьезные силы были приложены для удаления этого интеллекта по всей России. Но не хотелось бы сейчас об этом.

 Ирбит был особенным. В молодости я его особо не ценил: ни Ирбит, ни общественный интеллект.

Первый раз на счет общего интеллекта со мной заговорил руководитель производственной практики от Тюменского Индустриального института Шевелев. Я помогал ему расселять студентов по «квартирам», в общаге мест не хватило.

— Как Вам наш городок (городишко)?

— Ты знаешь, мне очень нравится.

Я вытаращил на него глаза, думая, что это сарказм научного сотрудника. Я то знал Ирбит, как приличную развалину. Я уже езживал по другим городам как спортсмен, студент, турист. А когда приезжал домой, то Ирбит виделся грязным, неухоженным городком. Старые особняки вот- вот развалятся, производственные корпуса бесцеремонно влезали в жилую зону, отделка общественных зданий посредственная, заваливающиеся сараи. А заборы? О-о!  А культяпки тополей? Клумбы в шинах? И так далее, и так далее. Мое не нарисованное удивление, видимо, заставило Шевелева продолжить:

— Я много езжу по небольшим городам, городкам, где есть производство, где можно организовать практику студентам. Сам город, производство, общага, общепит, все значимо, но….

Я смотрю в лица людей, в глаза молодых, в глаза специалистов, в глаза пенсионеров. Понимаешь, у вас красивые лица, глаза живые…

Меня поразил такой разворот, мое молчание и при этом явный интерес вызвали улыбку у преподавателя.

— Вот просто идя по улице, оцени лица встречных. Или когда стоишь в проходной и ждешь знакомых, оцени лица работников.

Когда видишь в глазах цель, устремленность, куда не знаю, но жизнь в глазах есть, лицо красивое.

Да сходи на заготовительное производство, позаглядывай в лица, и на обкатку двигателей, например….

У вас красивые лица, у вас есть будущее, у вас красивый город.

Я стоял у двух, положенных  на пол, шкафов, которые были битком набиты бумагами. Двери у них были заколочены, потому я попросил вскрыть слабые задние стенки. Бумаг было много, в основном мусор, но я надеялся найти и не мусор.

Первое, что меня встрепенуло, это текущие планы отдела конструктора. С одной стороны они были обожжены, а с другой чуть размыты, видимо были сырые, поэтому не сгорели. Я искал свои годы, где я собственно составлял их тоже как руководитель группы двигателя и группы перспективного проектирования. 1992 весь, и все кончилось 1991 годом, когда я уволился. Но в начале года я был, планы других групп есть, а моих нет.

— Опять Пушкарев … ? Да нет, это у меня навязчивый тип «отрицаловки».

Бумаги в шкаф будто запинывали, все в жутко смятом состоянии, но попадают альбомы с чертежами, с отчетами, с …. Кое что есть!  Книги, брошюры для служебного пользования.

 О-о! Опять воспоминания:

— В Ирбите, на Мотозаводе, была самая лучшая библиотека в стране по малокубатурным транспортным средствам и двигателям до 1000 см. Это было как раз мое.

Год 2004, наверное самый объемный год по поставкам моей продукции мотозаводу. Тону в суете дел, практически каждый день бываю на заводе. Вдруг узнаю, мотозавод продает библиотеку. Я к директору, к Хаиту:

— А поздно уже, отдали мы уже ее.

— Кому отдали?

— Приехал покупатель все забрал.

— В макулатуру? Всю библиотеку в макулатуру?

— Виктор, это ты когда пионером был, в макулатуру сдавал. А мы дали объявление о продаже книжного фонда. Ты не приехал, приехали другие, заплатили денежки, забрали товар.

Я и раньше понимал, что мы очень разные люди, но настолько разные, что говорим на разных языках одними и теми же словами, тогда меня поразило.

Я много чего упустил за годы демократизации страны, города, завода, но жалею только о двух упущениях.

Первое- это библиотека, правда, думаю, что Хаит мне бы ее не продал, ему надо было продать ее по тихому.

О! А вот и лозунги Хаита нашлись:

Без комментариев.

А второе упущение, это фонд фотографий отдела конструктора.

Везу на мотозавод очередную партию своей продукции. Проезжая мимо здания бывшего ОГК, купленного господином Васильевым под мебельное производство, увидел его, тормознул.

— Николай, стенд для обкатки нужен. Продашь?

— Поздно. Уже нет ни одного.

— Что, все в металлолом сдал?

— Сдал, Виктор, сдал. Буланов один в музей забрал, General Electric который.

Слушай, у меня громадная куча фотографий на четвертом этаже башни развалена. Ты бы забрал, а то выбросим.

— Добро, обратно поеду, зайду.

Но далее что-то произошло, не помню. Что-то меня тогда так озаботило, что не заехал, забыл. Заехал недели через две. Васильев с ехидцей отвечает:

— Сколько тебя ждать? Мужики все выбросили в мусоровоз.

— Мужики все выбросили в мусоровоз? …

А, чего мужиков винить. А Васильева Николая и вовсе винить не в чем. Чуть позднее он стал главой городской думы Ирбита. Таким людям мотоциклетное наследие претит, у них огонек в глазах нацелен на другое.

Про современные лица горожан и что они выражают писать тяжко.

-«ВИЛЫ».

Да! Рассказ то про «ВИЛЫ» выходит.

Сейчас поправлюсь.

Про переднюю маятниковую вилку.

Декорации те же.

Сначала Ольга нашла вот эту кальку с чертежом вилки.

А потом и вот этот чертеж на ватмане мы уже обнаружили, перебирая шкафы с набитыми бумагами.

И вот в чертежах вилки я узнаю конструкцию, которую мне привез Борис из Тюмени для тюнинга его мотоцикла. Вместо тюнинга я ему сделал спортивный мотоцикл для развлечений в стиле Ирбит СТ. Сделал давненько, отдать бы давно пора, но тут случилось несчастье: сгорели два моих мотоцикла Ирбит СТ.

Сгорели с какой-то криминальной историей в усадьбе моего друга. Потом следствие, суды — все это долго. Поэтому я и задержал мотоцикл Бориса, приглашая его на местные покатушки.

Пришлось мотоцикл Бориса придержать, что бы далее проводить любительские соревнования среди своих и в мотодоме.

На привезенную вилку, я не обратил никакого внимания. Выполнена в лучших стилях 80-х, рулится отлично. Думал, что вилку Борис где-то в Тюмени сделал. А тут оказывается чертежи этой вилки отдела главного конструктора.

Я к Тюленеву Михаилу, последнему чемпиону Советского Союза по мотокроссу на мотоциклах с колясками.

—  Да, эта вилка с последнего чемпионата СССР. Продавалось в 90-е все! Что ты удивляешься, как она к Борису попала. Он же дружил с Юдиным и Курмачевым.

— Раньше мне что не говорил?

— А ты не спрашивал. Вилка лучшая и по рулежке, и по надежности. Она, кстати, не дорогая, амортизатор от Нивы, пошел да купил.

— Что-то я в нее стал какой-то влюбленный. Я тебе рассказывал, как я возненавидел серийную маятниковую вилку?

Дело было еще в 2010 году на перевалах от Иркутска к Байкалу по старой дороге. Подъем нормально, а вот спуск…

Асфальт мокрый, повороты лесом закрытые и знаки ограничения 50 стоят. На спусках меня разгоняет под 70, и при этом, за мной очередь из местных авто. И вот левый закрытый поворот, я жму передний тормоз, и вилка начинает вибрировать. Вибрируя колесо «всплывает», меня выносит на встречку. Отпускаю тормоз, возвращаюсь на свою полосу, но разгоняюсь до 90. Это я на перевале так. Страшно становится, и так раза четыре. На сухом левом спуске еще ничего, но на сыром крайне опасно. Страху натерпелся на долгую память.

Я потом пружины весь вечер пилил.

— На мокром асфальте при левом спуске я новую вилку не пробовал, но вибраций при торможениях никогда не возникало.

— По геометрии опор маятника и амортизаторов уже видно, что не возникнет обратного раскрывания вилки. Вибрация же от этого.

Я не делаю изделий не своего проекта, но здесь тот случай когда нужно делать. Правда, как технолог, я внес изменения, которые на характеристики не влияют.

Сделали копию, попробовали, замяли бензобак. Однако, по амортизации, по рулежке все отлично, ни в какое сравнение с серийной маятниковой вилкой.

Покатухи провели и зимой и летом, вилки ведут себя превосходно.

Запускаем изделие на подготовку производства с поправкой, чтобы бензобак не мять. Не попадись мне чертеж тогда с подписью главного конструктора, оставили бы вилку уже в истории. А так, скоро предложу почитателям Урала с коляской новое качество.