Тюмень. Мотоклуб при обкоме ДОСААФ. 1981 год.
Первая гонка года — это мотокросс, посвященный дню Советской Армии, негласный зимний чемпионат области. Я смело рисую себе № 1, не ожидая особой конкуренции.
Еще в 1980 году я стал явным лидером области среди мотоциклов с колясками. Видимо, как-то и в своей команде стал держать себя более значительно, чем когда только пришел в 1976.
И вот, заезды в других кубатурах идут полным ходом, приближается наш заезд. Я и мой колясочник Володя Малютин спокойно ожидаем своего времени, как вдруг я в «закрытом» парке замечаю фигуру Геннадия Мотова. Это начальник лаборатории спортивных мотоциклов Ирбитского мотозавода, заслуженный тренер, заслуженный чемпион, и так далее, и так далее, и все в нашем классе.
— Здравствуйте! Приятно видеть! Что Вы тут делаете?
— А вон! – Геннадий Борисович показывает на дорогу к нашему парку.
— Обаа-на!
К нам подъезжал КАМАЗ – длинномер с семью-девятью мотоциклами с колясками. Через минуту в парке замелькали чемпионы Советского Союза и России, призеры всего, что проводилось в стране. А я то — тут расслабился.
— А, отлично! Зима, я с ними зимой могу и пободаться.
Со старта ушли шестыми – седьмыми.
Честно говоря, гонку не помню, но приехал четвертым. В память нарисовал себе № 4, и кто-то из команды сказал:
— Вот и будешь всегда мимо пьедестала, будешь всегда четвертым.
И точно! Приз моторного завода – кубок СССР – гонка для нас полна сюжета и мы четвертые.
А команда была очень жесткая. Подколы «воронинских» (деревня Воронино под Тюменью) катились бурным потоком в сторону городских.
И вот, какая-то зимняя гонка. Все на тренировку, на трассу в Воронино, а мы со своим Уралом, то коробку перебираем, то заднюю передачу, а уж двигатель просит доводки перед каждой гонкой. Приезжают все с тренировки и наперебой давай мне рассказывать:
— Слушай на этот раз приехала команда с Салехарда, все мастера спорта. А среди колясок такие крутые рексы. У них такой ход, что тебя удивят. Команда сформирована из мотогонов Украины, сейчас они видимо за зарплатой на Север подались.
На следующий день нам с Володей снова рассказывают, и на следующий снова. За пару дней до гонки мы изладили свой Урал, выехали. А на трассе уже народу! Все классы едут, когда хотят, трасса расчищена плохо, все мешаются. Минут двадцать я искал своих соперников, но, ничего не увидел.
Выезжаем. А нам то ли работы верхних скоростей проверить надо, то ли еще что то, короче мы валим по полной. Снега много, шлейф из-под заднего колеса метров на сорок. Смотрю, от нас шарахаются, да и участников заезда в разы поубавилось. Потом экипаж, какой то, сел на хвост, но практически тут же отпал.
— Ну что схлестнулся с Салехардом? – прикалывались Комик с Сапухой.
— Какой экипаж?
— Да вот они едут к нам.
Подъезжает экипаж, а в нем не 20-летние, а 40-летнее мужчины. У них на зависть нам шлема и очки, остальное полное барахло, включая мотоцикл.
Познакомились. Действительно мастера спорта, говорят, что тренер попросил выступить в классе на мотоцикле с колясками, тут вроде как легче.
— Это кто Вам сказал? Легче? Двадцать минут мы можем держать полный темп, а потом нет. В области, в колясках сейчас и этого темпа никто не может держать.
— Вы же Ирбитские, а мы знаем, как Ирбитские катают. Вы можете нам показать пару приемов?
— Пару приемов? Нет. Тут же надо двигатель чувствовать и зацеп. Смотрите, как мы едем, где ручка открыта, а где накат, где зацеп ищем, а где бровку пашем.
— Мы пытались, но вы же своим шприцем нас сносите.
— А вот как-то надо терпеть, не все же со старта первые. Сейчас мы поедем тише – тренировка для тела и чувств. Держитесь в метрах сорока.
Раза три экипаж сорокалетних появлялся сзади, но ненадолго.
Перед другой гонкой, уже весенней, но трасса еще была снежной, мои «воронинские» друзья опять начали пугать каким-то новым экипажем с Нового Уренгоя. Думаю:
— Да то же самое будет.
Оказалось еще хуже. Они разодрались на трассе, и нам пришлось их разнимать.
Вот эти случаи объяснялись очень просто, если не выезжает экипаж, то команда теряет 100 очков. Вот тренеры и ставят ветеранов – мастеров. Молодых же не поставишь – переломают технику и сами переломаются, а с ветераном тренеру уже спокойнее.
А я карьеру мотокроссмена закончил в мае 1981 на чемпионате Тюменской области, естественно лидером.
Я сказал:
— Спасибо мотоспорту, далее я буду конструктором мотоцикла.
Закончив институт, я приехал в Ирбит с намереньями стать конструктором мотоцикла Урал. Но в отдел конструктора меня не взяли. Администрация завода определила меня в заместители начальника восьмого цеха. Приложив большие усилия, в том числе и усилия моей мамы, меня определили конструктором в отдел станкостроения. Однако через полтора года я вновь в мотокроссе в качестве главного механика мотобазы № 8 СКА г Львов. Но (как у классика), это совсем другая история.