Изделия КБМТС для ИМЗ

Поставка комплектующих КБМТС на Мотозавод.

Создавая КБМТС, я тешил себя надеждой, что Мотозавод рано или поздно обратится к  нам за разработкой какой-либо модели или крупного узла. Первой же его просьбой было создание воздушного фильтра со сменным бумажным элементом. И главным нюансом этого договора было не только разработка, но и изготовление определенной партии. Об этом фильтре написан рассказ. https://motoirbit.ru/filtr1/  и   https://motoirbit.ru/filtr-2/

Следующей комплектующей была дуга коляски, уже без проекта. Нет, проект, конечно, был, но заводу показали образцы, а он выбрал самый дешевый вариант. Так и пошло: КБМТС разработку делало для себя, а образцы демонстрировало внешнеторговой фирме мотозавода, которая нам заказывала определенное количество. Бывало, заказчиком являлся зарубежный дилер, а Мотозавод получателем и плательщиком.

Так заказчиком багажника ретро являлся австрийский дилер. Правда, он пришел с заводским чертежом скопированного багажника от М-72. Обсудив чертеж, мы пришли к решению более элегантного дизайна этого багажника. Сравните:

И багажник пошел в серию и в Австрию, и в Америку, и в Азию. Более пятнадцати лет мы были постоянными поставщиками этого изделия и в хроме и в лакопокраске. Как вдруг перестал завод заказывать багажник, как оказывается, на заводе изготовили оснастку по гибке кромок. Завод стал возить заготовку, вырезанную лазером, из Тюмени. Нам добрые люди рассказали, и я даже обрадовался, ну хоть что- то начали делать сами. Потом завод приобрел станок для лазерной резки и больше к нам не обращался. Мы же поставляли на внутренний рынок. Пару годков все шло отлично, как вдруг багажник никто брать не стал. На рынке появился багажник по цене значительно ниже, чем цена на его заготовку. Кто-то на заводе воровал багажник без ушек крепления. На этой технологической операции учета не было, и воровство более года было сокрыто. Правда, меня удивило что никто не хватился убыли дорогого материала (лист нержавейка). Только через год я упрекнул Курмачева Владимира, что он «уронил» цены на внутреннем рынке. У нас еще потом целый год багажники дилеры не брали.

2003 – 2008 годы самых больших поставок изделий КБМТС мотозаводу. В эти годы завод не требовал от Конструкторского бюро новых разработок, он требовал больше изделий и аксессуаров наших ранних разработок. Ситуация мне не очень нравилась, я больше конструктор, чем производственник. Однако средства, полученные от поставок на завод, можно было использовать на создание кастомов и уникальных узлов, например механический наддув.

Вот реальная накладная с компьютера.

Но, на счет оплаты мотозаводом, мне приходилось ухо держать востро. Только долг мотозавода переваливает за 40 тысяч рублей, как он становится невозвратным. То ли действительно все эти годы завод испытывал сильный дефицит денег, то ли искусственно вел такую политику с поставщиками.

Так вот, время от времени я попадал в такую ситуацию, когда мне предлагались какие -то неликвиды, услуги или оборудование от старого технологического цикла. Обычно меня заводили в корпус невостребованного оборудования, где предлагали что-то выбрать. Сначала я велся на эти предложения. Мне попадался на глаза приличный фрезерный станок, я планировал, какую-то технологическую цепочку. Мне выписывали этот станок, а потом оказывалось что в нем нет какой-либо «приблуды»,  которая никем не производится. У меня начали копиться такие станки, в металлолом мне жалко их сдавать, но и запустить их было невозможно.

Так вот, идем мы с главным инженером ИМЗ по залежам невостребованного оборудования, как вдруг мое скучающее состояние сменилось восторгом.

— Оп-па! Это же настоящий английский ручной пресс. Их из Германии по репарации на завод привезли в конце сороковых годов. Этот, в 80-х годах, работал в экспериментальном цехе, у нас их было два, еще один был в инструментальном цехе.

Мне нравился весь пресс в целом, но особенно нравились два чугунных шара, весом более двух пудов каждый. Поверхности шаров напоминали лунную поверхность, смотрелись очень брутально.

Вот фото 80-х годов в экспериментальном цехе похожего пресса (шары не попали в фото, они чуть выше).

Пока выписали пресс, пока произвели взаимозачет, прошло пару дней. Приезжаю я на «воровайке» забирать его, а шаров нет:

— Нет шаров! Как в том анекдоте: — «Один сломал, второй потерял где-то?»  Конечно,  я забрал пресс и без шаров. Вот на нижнем фото на концы коромысла надеты маховики, прикрытые плафонами.

 Вот он стоит в музее, но иногда работает- УРАЛ, ИМЗ, РУССКИЙ МОТОЦИКЛ, этот профиль он может продавить.

Поставки комплектующих КБМТС мотозаводу были значительными. Значительными и для КБМТС, это примерно за 70% всего производимого нами. Но были проблемы, вот фрагмент статьи «Мотозавод и КБМТС»

«А нас раздражала постоянная неплатежеспособность завода. Он постоянно менял вывески и ответственность, выводил активы из старого ООО, оставляя на нем рабочих и ИТР с огромными долгами по зарплате и налогам, оставалась на них и задолженность моему предприятию. Сумма примерно от ста багажников «Ретро» или ста фильтров была невозвратная, у завода не было денег. Как он работал с зарубежными поставщиками? Я не знаю, но русских он терял постоянно.

Одним из выходов из этой проблемы я увидел в заказе заводу ободной ленты или ободов. На основе этих ободов мы стали выпускать сварные колеса .

Вот колеса на 16 дюймов.

Однако и здесь было не все безоблачно.

Как то в очередной раз  мне предложили обода на 19 дюймов. Я набрал штук пятьдесят – столько вошло в мою Волгу. Количеством удивил  нашего сварщика. Приезжаю часа через два, а он сидит без работы  и говорит мне:

— Смотри, что ты привез.

Ставит обод на ровный пол, а обод падает: — у него боковые полки разной высоты. Мне отгрузили брак, и думаю, намеренно. Я обратно обода на завод, давай ругаться. Заменили, но раза три в год пытались обмануть. Я уже потом стал брать ободной лентой — не сваренные. Вот фото сварных колес на 19 дюймов. 

Думаете все? В Ирбите кто-то стал копировать наши колеса на основе тех бракованных ободов с полкой разной высоты. А претензии покупатели предъявлять мне. Разборок было немерено. То есть завод не резал брак, а продавал или сдавал в металлом. Барыги  покупали на металломе и притаскивали их к нам. Я ругался, тыкал их носом в брак, а они несли эти обода к гаражным мастерам, и те варили копии наших колес. Далее продавали моим же дилерам  по цене меньшей нашей. А через полгода нам приходила претензия от владельца этого колеса. И снова все кончалось скандалом. То сварочные швы «непровар», то спицы тоньше, то обод больше 19 дюймов и так далее.

 

 Дилеры то же хороши:

— «Я только ваши колеса беру, это ваше колесо».

Виктор Заьялов 2024 год