Начало лета 2022 года. Я, планируя детские посещения своего музея, вытащил из запасников остатки детского паровозика. Паровозик не катал семь лет, все время, как я ушел с Мотодома № 3. В Мотодоме № 4 менты с депутатами не дали, потом эпидемия с запретами. Слесари КБМТС поставили его и вагончики на колеса, правда, с трудом завели. Жидкостное охлаждение протекает, насос не работает. Я полез в проводку:
— Батюшки?! Какая «борода»? Буду ждать Диму.
Электрика в штате у нас нет, стал ждать зятя Дмитрия. Он хоть и электрик с высшим образованием, но электрик. Дмитрий приехал с двумя незнакомыми мне приборами и сразу заявил:
— А помпа жидкостного насоса отключена совсем. Странно то, что коробка предохранителей стоит после воздушных вентиляторов. То есть зажигание не включается, если вентиляторы обдува внутреннего объема панелеобразующих паровозика не включены. Проводка вообще странная, много отрезанного.
— Черт (было другое слово), Стихин!
Последним механиком — водителем был в Мотодоме № 3 Виктор Стихин, который поражал меня своей неадекватностью. Как-то он изменил маршрут катания детей с одним вагоном: — на ровном асфальте он на паровозике описывал круги, а вагончик поворачивался на одном месте:
— Ну, здорово же, детей по кругу катать!
— Это ты по кругу катаешь, тебе здорово, а они на одном месте поворачиваются.
— А! Чего не сделаешь, тебе все не нравится!
Как- то он меня позвал новинку оценить на паровозике. Подошли, он завел и вопросительно смотрит на меня:
— Ну как?
— Что как?
Тут я замечаю, как его лицо бледно и медленно меняет свой цвет. Я заглянул под крышу паровозика. Под трубу крепления листа крыши был вложена светодиодная лента, медленно меняя цвета света.
— Виктор, со стороны совсем ничего не видно, ты для себя сделал? Сделай снаружи, нужно, чтобы ребятишки видели.
Не переделал. Я включил, работает, Дима захихикал. Только тут я заметил, что вентиляторы полностью развернуты на головки двигателя. То есть, он даже не собирался понимать суть конструкции, а переделал ее по собственному представлению.
— Как я вообще с ними работал? Смотри, а вот ручки руля он цветной изолентой обмотал. Дмитрий, а давай я тебе расскажу, откуда у нас паровозики пошли.
1994 год. От Управления по работе с молодежью г. Ирбита я получаю задание сделать пять вагончиков для детского паровозика:
— У нас в Управлении есть китайский мини трактор, вот если вы к нему сделаете вагончики, то это будет у нас в городе аттракцион.
Так уговаривала меня Краснова Ирина Витальевна – начальник Управления.
— Стилизуйте его под сказочного героя, типа змея. Художник у меня оформит мини-трактор под змея.
КБМТС частично располагалось на площади Детского дворового клуба, где я еще по совместительству был директором и подчинялся Ирине Витальевне. Поэтому выбора у меня не было, мы сделали вот это:
А время вообще было сложное для КБ, заказов было мало, денег ни у кого не было. У мотозавода денег не было, зарплату работникам выдавал продуктами, с КБМТС расплачивался оборудованием. Денег и у Управления не было. Краснова обещала часть материалами, часть деньгами. После изготовления вагончиков остался стапель для сварки каркаса, и я надумал:
— Сделаю я такой же паровозик со своим тягачом и предложу паркам, зонам развлечения. Может пойдет? Главное у меня есть двигатель для мотоцикла Урал с жидкостным охлаждением, и редуктор для мини трактора сделан.
В принципе, по тягачу я повторил конструкцию мини-трактора на базе мотоцикла Урал и сделал панелеобразующие под морду дракона. Художника, дизайнера у меня не было, поэтому получилось вот это:
Далеко не каждому заказчику нравился дизайн под дракона. Мы стали капотировать тягач под паровозик и вагончики соответственного дизайна. Милый детский паровозик с выпускным дымком из главной трубы.
Интернета в 1993 году не было, поэтому я ездил в ближайшие города с предложением такого аттракциона. В Тюмень. В центральный парк договорились поставить такой паровозик. Директор парка долго выбирал дизайн, попросил оставить фото аналогов, но договор подписал. Мы почти закончили изготовление этого паровозика, однако от заказчика даже аванса не поступало. Я поехал выяснять отношения. Секретарь директора парка просила подождать часа два, тогда я, взяв своих детей, пошел погулять по их парку. Каково же было мое удивление, когда на центральной аллее я увидел детский паровозик. Это были тележки для мороженого на болтающихся маленьких колесиках, которые тащил мотоблок с написанном на нем «ПАРОВОЗИК ИЗ РОМАШКОВО». У тележек даже дверей не было, детей садили вместо мороженого. Я понял, что мне не дождаться директора, сфотографировал это чудо, и мы уехали. Ищу то свое фото, а в Интернете нашел только это:
Рекламировать паровозики приходилось рассылкой писем с рекламными страничками. И вот как-то уже в 1996 году звонит Юрий с Екатеринбурга с требованиями получения лицензии от него. Он, якобы, является каким-то инспектором по допуску парковых аттракционов к сезону эксплуатации. Без его подписи, мы, якобы, не имеем права на продажи. В 90-х очень много «бизнесменов» пыталось использовать чиновничьи полномочия. Я всех их считал «сволотой», и, естественно, проигнорировал и Юру.
Но Юрий оказался очень настойчивым, в итоге он предложил покупать у нас паровозики по нашей цене. Что еще любопытно оказалось. Когда мы привезли паровозик и доукомплектовали у Юрия на базе, нужно было его продемонстрировать и сдать как проект. Я сам сел за руль и поехал по тихой улочки вдоль железной дороги, Юра с видеокамерой за мной. Вдруг слышу гудок тепловоза, пронзительно приветственный гудок. Оказывается, нам гудел большой тепловоз, увидев маленького собрата. Юрий и я были в восторге. Паровозик отправился на Сахалин.
С Юрием был у нашего паровозика еще один забавный случай. Отправляли мы паровозик в Пермь. А по условиям договора, с паровозиком отправляли еще и нашего механика Сергея на 4 дня для обучения местного водителя – механика.
На второй день эксплуатации паровозика в центральном парке города Перми двигатель заглох. Сергей достаточно долго пытался его завести с кикстартера, не заводится. Сергей Калинин мне рассказывает:
— Что думаю такое? Бензин есть, искра есть – не заводится! Я снова качать. Вдруг БА-БАХ!
Когда я очнулся, кругом пищали – орали сирены автосигнализации, я сижу на заднице, на асфальте, и в башке звон какой-то. Я не знаю, сколько я так сидел, но меня стал трепать Омоновец. Он помог встать и стал спрашивать, показывая на паровозик. А я его плохо слышу и не могу понять на что он показывает. Оказывается, взорвалась труба паровоза. Я это не сразу понял. Выхлоп же у нас в эту трубу идет.
— Я же всем хвастаюсь, что дымок как у настоящего паровоза, из трубы.
— Я перекачал, видимо, туда паров бензина, она и бахнула.
— Омоновцы тебя в браслеты?
— Не! Смеялись очень долго, а мне не смешно. Я когда Вам звонил, то и вас то толком не слышал.
— Новую трубу поставили без проблем? Она, кстати, не бахнет, хлопнуть может.
— Я видел, что вы в трубу простой глушитель поставили.
А вот этот Юрий как-то нас хотел кинуть. Он нам заказал паровозик на базе Москвича 412, подогнав нам этот явно автохлам. Мы долго спорили по смете нового паровозика, в итоге оба остались недовольны. Но мы сделали. Вот:
Юрий долго оплачивал, так долго, что мы в Ирбите много детей покатали, на нескольких городских праздниках. Один даже раз при перегоне на очередной праздник, паровозик встал на настоящем переезде, просто заглох. Мы создали пробку, мы создали прецедент. Тут я вспомнил приветственный гудок настоящего тепловоза, и чудо, паровозик завелся. На трех цилиндрах мы кое-как дотянули до базы, на перекрестках пришлось подтолкнуть. Мы долго настраивали двигатель, в итоге нашли причину, треснула головка цилиндров, прямо по седлам клапанов. Дождавшись от Юрия оплаты, починили и отправили .
И вновь перешли на тягач на основе мотоцикла Урал. Правда, паровозик на базе автомобиля нам аукнулся, но об этом позже.
Юрий просил сделать вагончики побольше. Сделали вагончики на восемь человек, но без поворотных устройств. Он нас постоянно ужимал в бюджете, а потом сам же говорил:
— Плохо поворачивает, заказчик недоволен.
А я знал, что он двойную цену назначал. Скромный бизнесмен, вот на эти два процента и жил. Тогда мы сделали ему маневренные вагончики с поворотными устройствами.
Сдав ему как-то очередной паровозик, но с вагончиками большей вместительности и повышенной управляемости, он пригласил нас в отдельно стоявший ангар – гараж. Увиденное, повергло меня в шок.
Передо мной стоял тот самый паровозик на базе автомобиля, но и какой-то другой. Мой же мастер по производству стал смеяться, издевательски высказывая особенности конструкции. Тут я понял, что это подделка. Оказывается, он заказал, какой-то другой конторе повторить нашу конструкцию, но, увы «номер» не удался. Мало того, что все было исполнено с существенно худшим качеством, но, он еще и плохо поворачивал. Предложение «исправить» и у меня вызвало нездоровый смех.
— Нет, Юрий, это не исправишь, новый будет стоить дешевле.
Больше мы с Юрием не работали, хотя штучки четыре еще сделали. Всего было сделано больше двадцати паровозиков на базе мотоцикла Урал.
Самый неудачный паровозик, вернее, самый дешевый по конструкции мы оставили себе, напоминание – так делать нельзя. Паровозик, где жидкостное охлаждение выполняет «температурное кольцо», где главный привод исполняется ремнями, и т.д. Вот над ним то и успел поэкспериментировать механик с мотодома Виктор Стихин.
Сейчас объект находится в нашем музее и иногда катает детей.