Листая фотоальбом. Откатал в СКА? Должен стать чемпионом!

Уезжал в Советскую Армию из Ирбита второразрядником, а вернулся кандидатом в мастера спорта и чемпионом Туркестанского военного округа, что дало возможность ехать на «вооруженку». Сейчас народ практически не знает, что это такое, да и уровень чемпионата страны понизился раз в сто.

—  Каким там приехали?

— Четвертыми, а это практически «Союз» (чемпионат Советского Союза), а вот на Союзе мы были девятыми. Могли лучше, но не помню, что помешало.

—  Предлагали остаться?

—  Да, майор Ципруш Константин Давидович, начальник 11СКА , настаивал. Нет, я в Ирбит. Еще после чемпионата Союза, я в Ирбит съездил, договорился о своей смене.

— Вы же после себя в Ташкентском СКА передали свой мотоцикл следующему ирбитскому экипажу — Тюстину Сергею и Мордяшеву Александру. В общем, Тюленев — Тимошин оставили хороший след.

Я с Сашей Мордяшовым вспоминали 1976 год; более десяти парней с мотосекции мотозавода служили срочную в том или другом СКА. Это феномен нашего города. А вот с какими планами вернулись на мотозавод?

— Однозначно, только продолжать катать. Катать по высшему уровню. Трапезников (руководитель мотосекции мотозавода — заслуженный тренер Советского Союза……) еще на Союзе в 75 году мотоцикл с лаборатории обещал.

— Это типа билет в элиту мотокросса.

Лаборатория спортивных мотоциклов ИМЗ на Союз ежегодно выставляла три экипажа на новых опытных мотоциклах. Вот как-то так было, что все эти три экипажа входили в сборную СССР и на чемпионат Союза попадали по итогам сборов. При заводе еще был клуб, вернее мотосекция, от которой, как правило, три экипажа на Союз отбирались от РСФСР, это Россия. То есть, Ирбит в те годы на чемпионате страны представлял до шести экипажей. Удивительное время, удивительные люди.

— Вы экипажем уходили в СКА и экипажем Тюленев — Тимошин вернулись в мотосекцию. Вам дают новый, ну почти новый, мотоцикл, и вы сразу вступаете в борьбу отбора на следующий чемпионат Советского Союза.

 

— Мы пришли, а мотоцикл пустой, ни амортизаторов, ни карбюраторов; пришлось поскандалить. Трапезников вопрос решил, но с Колесниковым Владимиром сложились сложные отношения. Потом, я же практически вместо него поехал на Союз.

— Как твой болельщик (сейчас говорят фанат) я помню, как ты сразу попадаешь в лидеры мотокросса. Расскажи, а как ты в лабораторию попал? Вообще про лабораторию спортивных мотоциклов расскажи.

— Пришел из армии в ноябре, а в декабре уже в лабораторию устроился. Кошелев, главный конструктор, предложил.

— Отец как-то помог?  ( Отец Юрий Сергеевич работал начальником лаборатории дорожных испытаний и в ОГК имел огромный авторитет.)

— Нет. Родители были за учебу в институте. Отец точно не видел меня профессиональным мотогонщиком.

— Ты жил в семье?

— Да.

— Девчонки были? Как они к мотогонщику относились?

— Без комментариев….

— Жаль, я бы прокомментировал.

— В лаборатории тогда был Сибирцев Анатолий, но он уже мотокроссом не занимался, занимался кольцом. (Экипаж Сибирцев — Сосновских первыми из Советского Союза выехали на чемпионат Европы по мотокроссу с колясками и вошли в десятку лучших. На шоссейно-кольцевых гонках три раза становились чемпионами страны.). Сибирцев — Сосновских были уходящим экипажем, ведущим экипажем был Валентин Телегин и Игорь Никонов.

— То есть, практически, ты пришел на смену Сибирцева. Ты думал, что великих подвигаешь?

— Смена поколений, просто смена поколений. О великих и разговоров не было.

— Про экипаж Щербинина- Лыжина ничего не сказал, они были на тот год чемпионами Союза. Они не на Мотозаводе?

— На мотозаводе. В 75-ом они были вторыми на Союзе. Они в лаборатории, они главные соперники Телегина.

—  Сибирцев, Телегин, Щербинин, Тюленев. Четыре легенды, как уживались?

—  Ну, я то еще молодой, а был еще  Виктор Гришаленко.

—  Точно! Легендарный  Гришаленко. Мы с ним в Тюмени познакомились, почти что в драке. Он в Тюмени уже мастера спорта сделал в классе 500см. Он пришел в лаборатории инженером?

— Да, инженером, но был экипаж Гришаленко – Милютин , и ехали ,скажу, неплохо. Мотов Геннадий Борисович только приветствовал их участие в гонке.

Сибирцев , Мотов.

(Мотов Геннадий – начальник лаборатории спортивных мотоциклов, человек – легенда мотоспорта шестидесятых, четырехкратный чемпион Советского Союза.

—  Ничего себе, сколько известных имен; пчелиный улей или змеиный клубок?

— Да как-то без видимых проблем.

— Первая гонка была вот эта?

— Была осенняя еще, но по памяти практически, ничего не скажу. А эта, да, 23 февраля, посвященная Советской Армии.

— Но тогда вы о себе заявили уже как профессионалы. У вас и стиль езды свой, несколько отличный от других. В тот год я пришел в мотоспорт, вернее привели, не хотел. Пришел в класс 125, на «Макаку». Мне , почему-то, не хотелось бодаться с чемпионами в «колясках». Но на тренировке было наслаждение смотреть, как бодаются три – четыре чемпиона Советского Союза. Вот что им мог говорить тренер или начальник лаборатории?

— Да ничего не говорил, что им можно было сказать? Они самые сильные в стране, хотя были и москвичи Иванютин-Харин, Гармай — Межов со Львова, Филенков — Громазин с Киева, Сергис- Янсонс с Риги. Еще несколько имен серьезно претендовали на лидерство, но «погоду» в стране делал Ирбит.

— Ладно, вернемся на мотозавод, в лабораторию

— В лаборатории мы мотоцикл другой получили. Мотор 750см.  Весной, по земле первые тренировки на склоне за кладбищем.

— Кстати, мне не нравилась та трасса. Вся на склоне, глина, местами сухая жесткая, а местами влажная и вязкая.

— Тяжелая трасса, вот тут-то у меня Тимоха  и «вышагнул». Сказал просто: — «Я не могу.»

Пришлось срочно искать колясочника.

— И ты взял Сергея Белецкого? Практически, ты забрал его у Валентина Телегина?

— Да, он работал электриком в экспериментальном цехе, поэтому проблем со временем на тренировки не было. Всегда мог уйти с работы, а так же выезды, сборы.

— Сборы перед чемпионатом страны проходили в Севастополе? Вообще, мне не понятна система попадания на сборы.

— Федерация мотоспорта определяла, Москва.

— Такое ощущение, что мотозавод определял кадровый состав гонщиков. Или то, что лаборатория с Ирбита каждый год выставляла что-то новенькое, это и определяло такое количество ирбитчан на чемпионатах.

— Вот на фото построение перед первым этапом: Ирбит представляет четыре экипажа: Телегин – Карнаухов № 1; Гришаленко – Култышев; Никонов- Швецов, Тюленев- Белецкий.

Про экипаж Щербинина – Лыжина, стартовый № 2, почему их нет на построении?

—  Ну, …, они же сборная СССР, у них даже форма была другая.

— А вот на фото Коля Иванютин и Харин Олег  стоят за команду Москвы, в форме Москвы.

— Ты же знаешь Сергея Кузьмича(Щербинин) … , без комментариев. Первый этап чемпионата проходил в Полтаве. Стартовая прямая в три ряда.

— За Россию, за Ирбит все в белом, правда, в первом ряду только два экипажа в белом.

— Все были в первом ряду. Вот фото виража второго, или третьего.

Первыми идет экипаж Щербинина №2, а далее троица: Тюленев, Гришаленко, Никонов. Со старта четыре экипажа из Ирбита.

— Класс!

— Вот далее особо ничего не помню. Как по ходу заезда катили, как финишировали? Вроде не в призах приехали. Второй этап чемпионата Советского Союза проходил в Харькове, вот там мы приехали в призах – второе место. Тоже было два заезда.

— А по итогам двух этапов?

— Общее четвертое место в 76 году. Щербинин-Лыжин стали чемпионами, вторыми стали Нечипоренко-Погановский с Киева и Ваня Гармай с Бондаренко со Львова.

Это фото с Харькова.

В Харькове помню вот этот затяжной вираж, который мы весь проходили с поднятой коляской и с полным выходом Белецкого и меня вправо. Мы были единственные, кто так проходил, так как на наш проезд сбегались фотографы, а потом рассасывались. Даже Мотов Геннадий Борисович восторженно высказался в наш адрес.

— В том чемпионате ты явно вошел в элиту мотокросса «колясок».

Тюленев Михаил- фото после финиша.

Записал и опубликовал Виктор Завьялов в 2020 году