Мотодом № 4. Часть вторая.

Музей мотоциклетного конструирования принимал посетителей, то есть Мотодом № 4 состоялся, а как некоторым этого не хотелось. Но мне хотелось еще большего.

Во-первых, это территория мотозавода, почему бы не показывать здесь производство какой-либо детали мотоцикла, например, крыла мотоцикла. Я в начале двухтысячных купил у мотозавода станок по изготовлению переднего крыла мотоцикла Соло. Вернее, они мне его продали в погашение долга перед КБМТС. Станок эпатажный, сделан в 50-х или 40-х годах прошлого столетия. Мы его хотели  реконструировать под изготовление ободов, но руки не дошли.

Во-вторых, у меня остались детские аттракционы (Мотодом №1), не все конечно.  Перед зданием ЭКСПО была большая асфальтированная площадка. Мы попробовали катать детей, но только организованные экскурсии.

 Во время одного такого катания, к нам подъехал автомобиль полиции. Лейтенант спрашивает:

— На каком основании вы здесь катаете детей?

— Предприятие официальное, оборудование аттракциона – собственность предприятия, договор аренды помещения имеется, участок земли принадлежит арендодателю. Единственное нарушение – участок не огорожен с одной стороны.

— Вот когда загородите, тогда и катайте.

Лейтенант что-то пробормотал про регистрацию в ГПДД, но скорее всего для поддержания  лица и уехал. Про незагороженность я специально сказал, чтобы не показывать всех документов. Да и маловат, лейтенант в звании, в разборе таких документов, кто-то его послал разнюхать, значит приедут еще.

Второй раз ГПДД приехали, когда мой зять учил ездить Савелия, моего внука, вот на этом питбайке с коляской.

Дмитрий очень долго артачился с полицейскими, а те все пытались писать протокол. Мои влезания в диалог полицией игнорировались. Может то, что у нас вел съемку сюжета областной телеканал, может объяснения зятя были вескими, но как-то обошлось без протокола.

— Кто-то им «стучит», но кто? Да и полицейских не должен интересовать музей как таковой.

— Может налоговая инспекция, из их окон тоже видно эту площадку.

— Зачем налоговой  мой внук с мотоциклом? Нет, тут что – то совсем другое.

Через пару недель я давал нашему местному парню два мотоцикла, покатать двух иностранных гостей. Он свои регулировки решил сделать, ну и попробовал, прокатился в спортивной шапочке: — полиция тут как тут.

— Виктор, у тебя «стукачок» где-то тут.

Я голову свою сломал, не могу понять в чем дело. Но как-то захожу перекусить в кафе «Софья» метрах в ста от нашего музея. Смотрю, сидят, обедают трое полицейских, мои преследователи, я подсел к ним:

— Приятного аппетита! Парни, вам что — то надо от меня, что вы меня ловите?

— Нам ничего не надо.

Пауза с минуту. Я молчу, жду, потом самый младший, как-то раздраженно:

— Вы бы, депутаты, сами бы разобрались между собою, а то один ваш депутат звонит в прокуратуру, из прокуратуры звонят нашему начальнику, он посылает нас к вам. Разберитесь сами между собой.

— Ладно. Я понял. Спасибо!

Да, я понял, какой депутат городской думы гонит волну. Пока катать не будем. Почему менты меня тоже в депутаты записали? Нет, мотодому №3 здесь не бывать!

 Я не хотел тратить  нервы на разборки, а через полгода узнал, что Смердов Михаил сумел отказаться от земли, на которой мы катали. Все! Кончились покатухи на мото-аттракционах.

А вообще, 2017 год начался хорошо. В Ирбит на старый Новый Год прикатила группа питерских байкеров на Уралах. Свой мотопробег они назвали Поход Силы. Действительно, когда они приехали, у нас стоял мороз под  -30. Парни расположились в нашем музее, и от нас посетили все значимые места города, а главное, они забрали с мотозавода купленный мотоцикл Gear Up.

Подробнее о Походе Силы:

 http://uralmotoclub.ru/news-mk-ural/2017/03/28/zimnyaya-motocikletnaya-ekspediciya-pohod-sily-chast-8-den-vosmoy.html                  Особое впечатление производил Николай Дон, президент клуба Урал. Сильный, серьезный человек, способный подвигнуть парней на великие дела

Мне в них понравилась и патриотичность, и дерзость в хорошем смысле, и юмор.

Спасибо парни за поддержку имени УРАЛ.

Мой, и наш четвертый Мотодом свои виды деятельности свел к приему интересных мотоциклетных гостей и встреч и к классической музейной деятельности. Музейную деятельность мне хотелось сделать не классической, но об этом позже.

Особые мотоциклетные гости, это те яркие огоньки мотоциклетной культуры, которые и наполняют энергией сам  Мотодом, и нас, как его служителей.

 Вот, например супружеская пара из Австралии, которая путешествует с острова Тасмания (Австралия) в Европу, через Китай и Россию.

Они попали в прохладную погоду сентября. Мы их постарались обогреть и обсушить. За разговорами оказывается, мужчина занимался мотоспортом на мотоциклах с колясками. В 1981 году он стал чемпионом Австралии, как и наш Михаил Тюленев в 1981 году стал чемпионом СССР. Это ли не уникальный случай встречи. Вот я фотографируюсь среди чемпионов 1981 года столь разных и далеких стан.

А наши гости?

Они тоже уникальны. Два взрослых парня Данил и Кирилл в конце экскурсии признаются, что они внуки легендарного директора Мотозавода Богуславского, и закончившая было, экскурсия начинается совершенно в другом ключе.

Вообще всех гостей музея я делил на четыре  категории:

  1. Случайные посетители. Нет, они не ошиблись адресом, они просто коротают время. Мы им о конструкциях не рассказываем, мы рассказываем об Ирбите, о мотоциклетном времени, о развале завода и т.д.
  2. Экскурсионные группы. Тут работаем по полной программе, согласно возрасту.
  3. Специально приехавший посетитель, это самый ценный гость. Мы стараемся сначала о нем все узнать, а потом строим беседу согласно увлечению и профессии гостя. Обычно, это самая долгая экскурсия, рекорд по длительности составил чуть меньше пяти часов.
  4. Семья. Тут два ориентира, это самый маленький гость и глава семейства. Если «малый» доволен – довольна вся семья, а если доволен папа, то для остальных, хотя бы не зря ехали. Можно у него уже просить то, что остальные хотят.

Есть еще иностранцы, но это опять же, очень разные категории.

С иностранцами всех больше забавных или удивительных ситуаций. Первые иностранцы к нам попадали случайно, перепутав наш музей с государственным музеем мотоциклов, а вот на следующий год стали к нам ездить планово.

Наше размещение между «проходной» мотозавода и музеем мотоциклов давало нам исключительную возможность принимать мото путешественников, которые планировали и музей и завод. Мы оказывались в центре внимания. Одной из первых таких групп была компания французов, любителей мотоциклов Урал, которых привезла французская журналистка Лори Бернар. На фото она в черной футболке. Это Кату-Ярык.

Очень интересный человек, умеющий находить в России необычных людей и строить необычные путешествия – приключения. Ее дружба с Виталием Боровских (Москва), позволила организовать несколько туров по России, в том числе Алтай и Ирбит.

 У нас большая свободная площадка перед входом. У нас в музее можно переодеться, умыться, посидеть отдохнуть. У нас они видят, слышат то, что нигде в России нет про «Уралы». У нас почти на всех мотоциклах можно посидеть, сфотографироваться, а иногда и поездить.

Богатые на иностранцев  были  2018 и 2019 летние сезоны. В основном это группы по 10 -18 мото туристов на «Гусях» от Москвы до Владивостока и от Владивостока до Москвы. Их катает московский оператор с русским гидом.

Я как-то привык к этим группам, а тут как раз приезжает группа немного больше и номера у них Европы. Я и не сообразил, что и гид с Германии и мотоциклы разные. Вот идем мы с гидом по экспозиции, планируем экскурсию, и я его спрашиваю:

— Им как про войну рассказывать? Как мотополки в немецкий тыл заходили рассказывать? Как пленные немцы корпуса завода строили?

Смотрю, что-то моего гости перекосило всего. Оказалось, он немец и везет всех с Германии, пришлось помягче об итогах второй мировой.

Вот они на фото.

Практически Мотодом №4 это музей мотоциклетного конструирования и место для интересных встреч людей мотоциклетной культуры. То многое, те многие направления мотокультуры, что ставил я перед собой в Мотодоме №3, здесь я перед собой не ставил. А почему?

Во-первых, я не хотел конкуренции с муниципальным предприятием, который я оставил. Там сменился директор, Иванову предложили уволиться по результатам …….. Пришел директором Зырянов Сергей, да, тот самый, который возглавил в 2012 году борьбу депутатов против создания мотодома. Он, естественно, переписал устав муниципального учреждения культуры, выбросив из него обязательные направления, но вставил в название слово мотодом. В сухом остатке там осталась выставочная деятельность, проведение соревнований по мотокроссу и картингу. Все. Ну и участие во всяких других муниципальных, не мотоциклетных мероприятиях, что собственно и привело к разводу меня с мэром.

Во-вторых, я надорвал свою нервную систему с теми людьми, что я строил мотодом №3. Одно дело, когда тебя мэр и администрация не поддерживает, но другое когда коллективу «плювать» на все твои события, мероприятия, проекты. Муниципальное предприятие — это коллективная безответственность. ЭКСПО (мотодом № 4) – это частная собственность, вроде как все по-другому. Но «обжегшись на молоке, дуешь на воду». Здесь мне стало комфортно. Жаль, что дворца мотокультуры не получилось. А не должно было получиться с теми людьми, которых я же и набрал, не должно было получиться.