Мотодом № 3 явился, по сути, самым главным мотодомом для меня, моих соратников, для моей семьи. Но это был и самый значимый проект сохранения мотоциклетного культурно-исторического наследия города Ирбита.
После пожара и окончания проекта Мотодача (Мотодом № 2) у меня состоялся большой разговор с начальником Управления культуры города Ирбита Красновой Ириной Витальевной. Вот фрагмент:
— Виктор Николаевич, а где ты Кастом-форум проводить будешь?
— Хочу в пустующих цехах мотозавода провести, но собственников не могу найти. Все корпуса перезаложены в банках, перепроданы по несколько раз. Охранников пытал. Ничего толком не говорят.
— А МЧС разрешит? У зданий нет ни паспортов, ни энергетики, да, туалетов нет.
— Да, помещений пустых полгорода, а мероприятие провести негде.
— А чем тебе ДК Костевича не подходит? Цех подходит, а дворец культуры не подходит. Я не понимаю?
— Площадки большой, цельной нет ни в одном дворце культуры. Нужен свой, мотоциклетный дворец культуры.
— Нужен! Да, нужен.
( Последнюю фразу сказала Краснова.)
Немая сцена.
Я от удивления вытаращил глаза на Краснову. Я вспомнил, какую роль сыграла Краснова при отчуждении от мотозавода демонстрационного зала с мотоциклами в пользу муниципалитета. Передача произошла только потому, что Ирина Витальевна сумела объединить усилия многих влиятельных сил и лиц в одно решение. И далее передача мотоциклов в областной бюджет практически превратило собрание мотоциклов в Государственный музей. Я увидел в Красновой не только единомышленника, но и реальную силу.
Абстрактный разговор, или она понимает, что мы теряем целый культурный пласт мотоциклетного наследия города. Далее более подробно читать здесь:
http://motoirbit.ru/motodasha-ili-motokultura/. Вот так идея стала воплощаться в реальность.
В конце 2011 года я практически подписал Акт передачи двухэтажного особняка купца Стахеева от бывшего владельца Политехнического колледжа в муниципальную собственность. Хотя в муниципалитете я никто, я директор частного предприятия КБМТС. Странно? Да! Но то ли еще будет…
А пока я полный энтузиазма пишу статьи в СМИ и выкладываю в различных Интернет изданиях. Вот статья:
Центр мотокультуры.
Город Ирбит имеет большое мотоциклетное наследие. Практически каждый житель в прошлом имел то или иное касательство к мотоциклу Урал, к мотозаводу или к мотоциклетному миру. Кроме непосредственного производства мотоциклов в городе развивалась мотоциклетная культура: ее спортивная составляющая сыскала всесоюзную и международную известность; мотоциклетный туризм практически начался из Ирбита; мотоциклетный самодел, что сейчас называется кастомайзингом, не имел равных в сравнении с другими городами. Время четко определяет прошлое и настоящее. Если производство мотоцикла из народного хозяйства перешло в бизнес за несколько болезненных лет, то мотоциклетная культурная составляющая до сих пор находится в упадке. А носители ее мы: я; вы, уважаемые читатели; люди, создававшие мотоциклы и технологии; производственники; спортсмены; преподаватели, готовившие мотоциклетные кадры; мототуристы, пропагандирующие мотоцикл; умельцы, создававшие из мотоцикла все, что летало, ползало и плавало; почитатели мотоцикла и так далее, и далее. Ирбитчане, которые и несли эту культуру, остались «ни при делах». То, что они приняли по наследству, наработали сами – передать некому и не нужно. Так ли это? А была ли это культура?
Я много выслушал людей, ставивших себе такие вопросы, я много слышал мнений противоположных по смыслу. Но те ирбитчане, те участники процесса, которые не хотят свою жизнь записать в альбом памяти, готовы к работе, готовы к творчеству, готовы к подвигу. Культура достаточно консервативна, чтобы быстро меняться в угоду политике и экономике. Правда, мотоциклетное наследие достаточно материальная вещь и весьма затратная. Хороший спортивный мотоцикл стоит сотни тысяч, хороший ретро мотоцикл сотни тысяч, хороший кастом миллионы и так далее. Есть и достаточно доступные направления, есть возможности объединений и самое главное быть самим собой. Вот в конце прошлого десятилетия поиском возможности сохранения культурного наследия Ирбита задалась группа мотоциклистов разных направлений. Сначала мы просто собирались и слушали друг друга: кроссмены знакомились с ретро-любителями, эндуристы с байкерами, кастомайзеры с мототуристами. Нам перестало хватать байк слета и разовых выставок, редких гонок и мотопробегов. Объединение витало в воздухе. В 2009 году появилась идея проведения в Ирбите выставки кастомов. Действительно, что все в Москве, да в Москве? И вот в результате подготовки появились идеи привлечения всех «озабоченных», что и вылилось в Кастом-форум. Инициатива проявилась благодаря поддержке предпринимателей, но и власть отнеслась к нам с пониманием. А вот 2010 год становится важнейшим периодом. Практически каждый месяц в Управлении культуры города собирается организационная группа, в которую входят не только носители мотокультуры, но и журналисты, предприниматели, чиновники. В общей информационной статье хотелось бы не называть имен, расскажу о них отдельно. В результате большой полуторагодовалой работы появляется муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр мотокультуры» с выделением ему в оперативное управление двухэтажного особняка купца Стахеева. В народе это «цех коляски», «мастерские 75-го», а по сути, это место начала мотоциклетного производства в Ирбите. Место «намоленное», кем-то названное «мотодомом» начинает наполняться мотожизнью.
Появление мотодома с большим радушием воспринимает мотоциклетная общественность России. Особые надежды с этим высказываются любителями отечественных мотоциклов и ценителями отечественных традиций. Порой у меня складывалось впечатление, что Центр мотокультуры нужен иногородним больше, чем ирбитчанам. Мотоциклисты всей страны хотели бы видеть Ирбит мотоциклетной столицей, куда можно бы было приехать и поклониться истории, и поделиться новым, и познакомиться с другими направлениями мотокультуры, и многое чего другое.
Однако здание мотодома является памятником архитектуры, а его состояние находится в плачевном состоянии. Начинается большой этап поиска средств, проектов, ремонта и восстановления здания — это отдельная тема. В этой статье я только коснулся начала восстановления мотоциклетного наследия. С 2012 года жизнь мотодома начинает наполняться артефактами и событиями. О дальнейшем развитии «Центра мотокультуры», о важных событиях, о людях – носителях мотокультуры, о перспективах развития я читателю расскажу в последующих статьях.
Виктор Завьялов
Когда выезжал Политехникум из этого здания, их электрики вырывали даже проводку из-под штукатурки.
— Зачем вы это делаете? Вам ее никак не использовать, даже в металлоприемку не сдать.
Уезжающие, оставили после себя такой бардак, какой сравним с развалинами мотозавода. Уборка мусора на месяцы, а еще вынесены двери и стекла в окнах. Однако что-то заставляло меня идти на восстановление особняка: тратить свои деньги, находить рабочих и специалистов. Одним из основных стимулов для меня явилась семья. Вся семья работала по приведению хоть в какой-то порядок основных залов, где я планировал проводить встречи мотоциклетной общественности, Кастом форум 2012. Самым первым помощником стала супруга. Она стала директором КБМТС, она убирала и мыла каждый зал мотодома.
Я, в общем-то, не понимал за что взялся. Это я заявляю спустя 10 лет, а тогда я встречался с множеством важных персон. Часто убеждал нужных чиновников и депутатов. Мгновенно нажил себе массу врагов и соратников. Областные министры и их замы зачастили с визитами, приезжал даже Президент ЮНЕСКО по
Я строил мотоциклетный дворец, не меньше! Вот почитайте мою статью 2012 года:
http://motoirbit.ru/motodom/ МОТОДОМ — МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
7 ноября (дата знаменитая) 2011 года мне выдают свидетельство о регистрации Муниципального бюджетного учреждения культуры муниципального образования город Ирбит «Центр мотокультуры». Название мало кто мог произнести по памяти, поэтому очень быстро прижилось слово Мотодом. Мне до 1 января 2012 года нужно сформировать штат на год с минимальным бюджетом, так как бюджет 12 года был принят думой еще летом, без нашего центра.
А на 1 мая 2012 года мы собрали колонну ирбитских мотоциклистов, представив, мотокроссменов, эндуристов, клуб ретро, байкеров, мото путешественников, кастомайзеров. Колонна была внушительна.
Как пафосно написана статья, но событий и вправду было очень много. Однако для меня была большая проблема: организацию всех мероприятий я брал на себя. Хорошо, что помогала семья, друзья, единомышленники.
Сначала я назвал статью «Мой лучший мотоциклетный год», потом посчитал такое название слишком пафосным и сократил до http://motoirbit.ru/motogod/ . А вот про следующий, 2013 год, я написал «Мой худший мотоциклетный год». Однако худшими там оказались не мотоциклы и мотоциклетные события, а люди и их действия. Более бы точным стало название по песне Лепса «Самый худший год приходил тогда, и остался на 2014 и 2015 годы». Вот фрагмент статьи про совещания у начальника управления культуры города:
« Я с отвратом ходил на совещания к мэру и к Красновой, и слишком интенсивно искал себе замену. Я хотел уйти совсем или остаться замом, но главное, сохранить реализацию той моей идеи, за которую бьюсь с 2010 года.
Вот опять совещание в управлении культуры с необъявленной повесткой. Убежденно считаю совещания потерянным временем. Вот сидим, мелкие какие — то вопросы. Вдруг Краснова оживилась, говорит, а сейчас о главном:
— Нам одобрили проект «Колесо истории» в Москве и дали добро на финансирование.
Все захлопали. Ирина Витальевна всех окинула взглядом победителя и остановилась на мне:
— Виктор Николаевич, а Вы как бы и не рады! Это же Ваш проект, тоже.
Я ждал подвоха. Я был уверен, что что-то не так. Техническая часть полностью, а экономическая в три четверти, были написаны мной. Но Ирина Витальевна сразу давала понять, что я не главный соавтор проекта. Почему-то я не верил, что проект получит финансирование Москвы. А тут вот! Удивительно. Заканчивая совещание Краснова, многозначительно объявила:
— Сейчас нужно будет всем хорошо подумать, как начать осваивать в будущем эти средства.
— Так в проекте же все расписано о финансировании всех направлений и мероприятий.
Мой ответ явно испортил праздник начальнику.
-А я считаю, что Вы не готовы к началу исполнения финансирования проекта. У вас крыша протекает, территория особняка в ненадлежащем состоянии и так далее.
Вот в чем подвох. Проект был лишь предлогом для получения финансирования, а вот расходовать денежки, оказывается, нужно будет еще подумать.
Вот статья полностью: Самый худший мото год. http://motoirbit.ru/xudhii-god/
Это шел 2013 год. Денежки по проекту не приходили, как я ожидал, оказывается «в закулисье» делался другой проект по восстановлению архитектуры особняка купца Стахеева.
Как-то летом подошла ко мне наш бухгалтер, Лариса, с удивившей меня новостью:
— Виктор Николаевич, Вы, что с Красновой рассорились? Она встречалась с Ильичем и речь шла о передаче нашего второго этажа государственному музею мотоциклов или вообще всего особняка?
— Не может быть, мы же с ней круги ада по открытию мотодома прошли, а сейчас она передает это директору мотоциклетного музея? Лариса, не верю! Зачем Ильичу мотокросс с кастом форумом? Да он и не возьмет это ничего.
— Виктор Николаевич, я что слышала, то слышала.
Лариса, тогда еще замещала, ушедшую в декрет, бухгалтера музея мотоциклов. Она стала незамеченным свидетелем разговора начальника отдела культуры и Ильича. Я не стал впрямую выяснять отношения с Красновой, дабы «не спалить» бухгалтера. Жил в напряженном ожидании. Недели через две заезжает в мотодом Алексей Борисихин, бывший мой компаньон, соратник по созданию мотодома, и огорошивает новостью:
— Зам министра культуры области, Краснова и Ильич заключили соглашение о передаче зала для Кастом форума музею мотоциклов под фондохранилища музея. А ты нам, Краснова! Краснова! Сдала тебя твоя Краснова. Ты мне еще расскажи, сколько денег ты в этот зал вложил. Ты вот мне недавно жаловался, что с проектом «Колесо истории» она тебя кинула? А сейчас вот!
— С «Колесом истории» получается я всех парней, которых я же убедил мотодом создавать, тоже «кинул». Бл…, как гадко на душе, волком вой! А Краснова? Просто предатель, какой-то.
— Ну, наконец то, прозрел! Витя, она чиновник, а ты ее в друзья и соратники писал. Получай!
Еще через дней десять в пяти электронных средствах связи, одновременно размещается статья о выселении музея мотоциклов «на улицу». Вот на сайте Екатеринбурга: Е 1 Дата: 25 июня 2013 09:28
https://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=86&i=678958&t=678958&page=0&
«Ирбит, Екатеринбург, Июнь 24 (Новый Регион, Александр Родионов)? На Среднем Урале громкий скандал: Ирбитский государственный музей мотоциклов вышвыривают на улицу. Свердловские власти уже заявили, что спасать уникальную коллекцию не будут. В частности, профинансировать музей отказался премьер-министр Денис Паслер. Происходящее тем возмутительней, что в свое время именно областной кабмин запретил продавать коллекцию, забрав ее в госсобственность. Теперь помещения выкупил частный предприниматель из Ирбита ? Вместо музея он откроет мебельный магазин».
Почитайте, как легко можно все поставить с ног на голову.
Буквально через пару дней зам министр со свитой, с мэром Агафоновым, с Красновой и Ильичем приезжают в Мотодом и идут сразу в зал Кастом форума. Ильич играет роль обиженного, постоянно обращаясь к зам министра с плаксивыми сожалениями о своем положении:
— Вот это помещение хоть в какой-то степени подходит под фондохранилище из всех нами осмотренных. Тут конечно много чего предстоит сделать, а мы сделаем.
Вся свита деловито слушает диалоги Ильича и зам министра. Мэр сзади, выглядит понуро. Замечает меня, как то вдруг, подходит:
— Виктор Николаевич, ты не представляешь, какая шумиха развернулась в Интернете, что музей мотоциклов вышвыривают на улицу.
— Геннадий Анатольевич, так Ильич ее организовал.
— Мы все равно для фондохранилища другое помещение будем искать, надо нам с тобой и Красновой обсудить этот вопрос.
— Краснова в сговоре с зам министром и Ильичем. Это они сейчас артисты, театр перед нами устроили. Они еще две недели назад об этом договорились.
Мэр стоял в недоумении, пока его не окликнули. Пошли смотреть подъемник, вернее то, что сделали мои работники из тельфера. Меня все это время посещения разрывало от злости. Когда мною сделанное или мною восстановленное отбирается законным образом, это называется раскулачиванием. Не так часто я попадаю в такие подставы и западни, обычно я их чую, а тут попался. Вдруг кто — то берет меня под руку, Краснова:
— Ну что, Виктор Николаевич? Будем бороться за этот зал?
— С кем?
Недолго мы смотрели друг другу в глаза. Я стал считать ее предателем, даже высказывался. Донесли, кем я ее назвал, она ответила, что это просто политика. Больше доброго разговора между нами не бывало.
На фото Краснова и Агафонов.
«Середина сентября, начальник управления культуры Краснова, мой непосредственный начальник, после взаимной жесткой перепалки притащила меня на совещание к мэру. За столом человек 11-12 — руководители отделов и управлений администрации города. Все молчат, атмосфера безразличия, а для меня гнетущая. На повестке вопрос один «О срыве мероприятия Кастом форум 2013». Мэр пришел.
Краснова:
— Кастом форум 2013 должен будет пройти уже через две недели, но для этого подготовка не ведется совсем. У меня создалось мнение, что Завьялов намеренно саботирует это мероприятие. Мы попадаем в крайне неприятное положение.»
Подробнее читать здесь: http://motoirbit.ru/xudhii-god/