Листая фотоальбом, Тюленев Михаил – последний чемпион Советского Союза
Листая фотоальбом, Тюленев Михаил – последний чемпион Советского Союза
Диалог № 2
Ирбитскому мотоспорту посвящается.
О, е..!
-Что это? Где это? Кого завалили?
— Это последний чемпионат Советского Союза, 1991 год, это класс 650, первый заезд, город Волковыск.
Мой собеседник Михаил Тюленев, четырехкратный чемпион СССР на мотоциклах с колясками.
— А ты стал последним чемпионом Советского Союза, то есть, ты где-то здесь?
— Я уехал. Это уже после меня, я этого ничего не видел.
— Это завал на первом повороте после старта. Ты вырвал старт?
— Вот фото:
№ 36- из Эстонии экипаж, точно не помню, но вроде Тамник и Куррис, хорошо катил. А у нас был 31 номер, № 32 Кулага — Ситларов, №3 — Большаков — Титов; а вот за Кулагой — экипаж Сергеева — Пискотина № …
-Четыре экипажа из Ирбита и все в головке, да еще бодаются между собой.
— Но тут сложно, надо Сергеева или Пискотина спрашивать. Завал на чемпионате страны не такая уж редкая вещь. Всего два экипажа едет за команду, за республику, остальные в личном зачете.
— Погоди! За Россию едут только два экипажа, а мы от Ирбита насчитали уже четыре?
— От России выставлено два экипажа, а я и экипаж Кулаги «отобрались» как сборники СССР.
— Мудрено. Ладно, возвращаемся к гонке. Тюленев — Речкалов со старта уходят вторыми, в квалификации были первыми?
— Последними! На засечке загнул клапана, прикатили мотоцикл последними. Здесь уже мы на другом моторе.
— Стартовал со второго ряда и что? Второй на первом повороте?
— Да нет, места в первом хватило. Крайнюю правую сторону никто не хочет занимать. Все боятся стать «запертыми».
— Выигрывать надо.
— Да, я после засечки хорошо походил по стартовой поляне, зная, что мне крайнюю дорожку оставят. А она оказалась тверже всех остальных, меньше песка, больше камня.
— Ну, да. По ней же чемпионы не стартуют.
— Вот я и выкрутил на всю …, вторыми…
— №1 это кто? Вроде тоже неплохо стартовал.
— Со Львова экипаж, Бацалик в коляске, ну Литовченко, ты знаешь. А вот за рулем Глущенко – молодой парень. Они во втором заезде первыми прикатили.
— А как ты «съел» эстонских товарищей?
— Довольно долго катили вторыми, трасса скоростная, обогнать сложно, но как-то присмотрел местечко и изловчился. Где-то в середине заезда это было. Так и прикатились первыми.
— Ну да, у тебя всегда, без сюжета. А почему у Вас в экипаже защита разного цвета была? У тебя белая, а у Александра желтая.
— Такая подошла по размерам. Мне вообще она не нравилась, как-то к нашей больше привык. Всю экипировку в тот год Кузьмич в Чехословакии закупил. Там же были куплены двигатели КТМ, подвески, крылья, баки. И в тот год мы уже в классе 750 выступали на КТМовском моторе на чемпионате страны.
— Погодь, выходит ты в 1991 году выступал в двух классах?
— Ну да! Был разрыв большой между третьим и четвертым этапом в классе 750, я выпросился у Кузмича выступить в классе 650. Вот эта гонка и есть.
Чемпионат в один этап, но в три заезда, зачет по двум.
— Так, и каким во втором?
— А никак. Сход. Львовяне первыми, а Сергеев- Пискотин вторыми. Я еще пытался, но Александр конкретно «сдыхал».
— А как старт?
— Последними!
— Как последними, вы же первыми приехали, значит первыми и выезжаете, давай разъясняй?
— Выезжаем на старт, и…. и срезает болты муфты кардана. Все, мотор работает, кардан не крутится. Разварачиваемся, в парк, на сварку. Успеваем, но на стартовую выезжаем, когда все уже поехали. Последние!
Михаил молчит, как будто все рассказал. Я пытаюсь вытащить из него сюжет, а получаю короткие фразы. В Ирбите как-то многое кажется ясным и само собой разумеющимся, так как очень многие «катали», а в теме были все.
— Михаил? Ну ведь не сход? Рассказывай.
— А что рассказывать? Всех обгонять что-ли? Да и Саша у меня не совсем восстановился. Съехали, чтобы подготовиться к третьему заезду.
— Значит на третий старт вы тоже последними?
-Да. Снова на ближнюю дорожку. Ее никто не занимает. И…И…
Вырываем старт! Все, больше никого не видел.
— Тебя никто не атаковал?
— Кузьмич потом рассказывал, что как бы Сергееву давал указания держать экипаж со Львова. Как он будет держать, если на кону автомобиль «восьмерка». Каждый за себя.
— Приз – «восьмерка»!?
-Да нет! Ты же помнишь, что автомобиль в 91-ом не купить было. Вот заводской ДОСААФ «выбил» три восьмерки. Одну возить начальника, одну для лотереи на кросс «Приз завода» и одну чемпиону в классе 650. Я купил ее, естественно.
В Волковыск Кузьмич ездил как руководитель команды, а в 750 он в экипаже с Зыряновым выступал.
— А вот кстати и Кузьмич на фото: Щербинин Сергей Кузьмич. В майке с лого URAL — представитель команды РСФСР; видимо оценивает состояние экипажа № 32.
— Доехали ли экипаж Кулаги — Ситларова до финиша?
— Не помню, вроде они снялись с заездов.
— Да, вот фото с нехарактерным для тебя приземлением.
Вот когда ты садишь коляску как римскую колесницу, на два колеса. Раньше это не в твоем стиле было.
— Это только с Речкаловым так жестко стали садить мотоцикл. С Леней Курсовым помягче все это происходило.
— Может вы еще не скатались с Александром ? Да и в 750 стиль езды отличался. Однако, как не смотри, ты с Александром — последние чемпионы Советского Союза.
Пъедестал в 1991:
1 — Тюленев – Речкалов
2 – Сергеев – Пискотин
3 — Тамник – Куррис
Эх страна в упадке, а мотокросс на подьеме.
…PS…
Пришел паренек устраиваться к нам на работу. Парень после армии, скупо делится воспоминаниями о службе. Я подвожу его к Михаилу Тюленеву и рассказываю, как он всего лишь разрядником ушел в армию, а через два года вернулся мастером спорта, призером чемпионата страны. Вот это служба, вот это круто!
— Вы что, правда, считаете что это круто?
— А ты что считаешь круто?
— Круто, это когда я за год службы поменял десять телефонов!
…
Виктор Завьялов апрель 2019 год. Фотографии предоставил Верхотурцев Вячеслав.