Двигатель не везет

Двигатель не везет. (день шестой, седьмой и восьмой)

Просыпаюсь от храпа примуса. Просыпается Дмитрий и подкачивает его. Примус не стал держать давление, поэтому приходится через час или минут двадцать подкачивать его. Он сам просит об этом хрипением. Пламя уходит под колпак и горение внутри идет с частыми хлопками. Может это неплохо сегодня, своеобразная техника безопасности, контролирующая примус. А то открытый огонь в пластиковой палатке не есть хорошо. Моторка прошла по Белой, слышна трасса и треск догорающего костра, а вот и снова храп примуса. Утро яркое, солнечное. Палатка сохнет мгновенно, развешиваем на нее спальники. А что бы их вчера в полиэтилен не положить? За завтраком кончается омуль горячего копчения по цене 25 рублей за рыбку. Поехали, поехали.   

Аккуратно выезжаем на трассу по залитой водой грунтовке, сегодня за рулем я.

Пейзажи изменились несоизмеримо — простор, видимость на километры. По дороге серпантины сменились на тягуны и длинные спуски, в тягун опять «длинная» четвертая не везет. Потом я заметил, что двигатель стал слабеть на восьмидесяти, как-то бедновато. Останавливаемся, смотрим свечи — белые, поднимаем иглы. Едем, «низ» стал богаче, «верх» — не хватает. Останавливаемся, еще поднимаем. И так раза три-четыре. Все это сопровождается моими объяснениями Дмитрию о теории смесеобразования, конструкции карбюратора и так далее. Когда иглы подняли до упора, я полез в поплавковые камеры, в которых с радостью обнаружил очень много воды. Чуток стало лучше., но все равно «не то». Лезу в краник — вода. Дальше едем — опять «не то». К нам, стоящим на обочине, пару раз подъезжали грибники, спрашивая про грибы и дорогу к ним, не обращая внимания на номер. Тут видимо на Урале только за грибами ездят. Лисички, грузди, обабки продают у каждой деревни, но не до грибов нам сегодня. Кстати,  Уралы встречаются с убитым видом и очень молодыми водителями.

Пересекаем мощную электромагистраль , наверно с Братской ГЭС.

Переезжаем Оку и въезжаем в Зиму.

Странно? Думаю: — «Фантазии для названия не хватило?» Оказывается  Зима — это на бурятском яма. Лучше уж пусть будет Зима. Обедаем, знакомимся со спортсменами-сплавщиками. Они в подавленном состоянии, их в Саянах прошедший фронт снегом накрыл, одного парня потеряли. Сурово…..

Греша на бензин, заправляемся на рекомендуемой заправке 92-ым, до этого заливали 80-ый. Выезжаем, и тут новый сюрприз — грунтовка. Это по федеральной трассе М-53 грунтовка, правда тут когда-то асфальт был,        или нет?

Сначала я думал, что это на пару километров, но когда это 37, а потом места и по 50 и по 60 километров.

Такая дорога сначала развлекает, но устаешь очень быстро.

Главный знак этой дороги? — телефон службы спасения 112.

Бедные фуры, задающие по всей трассе общий темп движения, здесь тащатся 10-15 км. , наш темп 20-30 км., мы их обгоняем. Парни, которые гонят подержанных «японцев», держат под 60 км., только подвески стрекочут. А когда встречаешь знак ограничения 70 км, то невольно начинаешь смеяться.

У одного из кафе нас встречают два старинных автомобиля, идем обедать. Спрашиваю у одного из дальнобойщиков:- «Сколько еще такой дороги в сторону Тайшета?» -«Километров двадцать»- отвечает и, увидев мой тоскливый вид, продолжает,- «Эта дорога еще ничего , а вот Чита- Хабаровск совсем худо.» Я вспомнил это к тому, что вернувшись с пробега домой , попал на новости, когда премьер Путин ехал на Ладе-Калине по трассе Чита- Хабаровск, не ехал-летел. Кому верить?

Обнаружил поломку трех спиц на заднем колесе, а значит желательна общая перетяжка. Надо еще аккуратнее ехать. Удивил городок Тулун. Маленький, а заблудиться легко. Федеральная щебенистая дорога пересекает городские асфальтированные, и фуры ждут неторопливого скутера на главной. Бардак. Мы даже спрашивали дорогу у местного парня. Через час встаем на ночлег, на ремонт . Встаем не на водоеме, а прямо в лесу. Хоть  местечко неплохое. Вечером все по традиции, и даже омуль стал традиционным.

Утром посмотрел грибы, так себе, хотя нам только грибками отравиться за три тысячи верст не хватало. Колесо подспицевали,  переспицовку сделали как могли. Спицы все закончились. Собираемся. Дмитрий традиционно долго сушит палатку. Арбуз бурятский снова гружу под ноги. По таким ухабистым дорогам он стал побитый.

Выехали, пока асфальт . Географически идем на северо-запад, поэтому леса стали более хвойные, а рельеф местности более холмистым.

Нижнеудинск встречает складом артиллерии с неряшливо зачехленными стволами и ухабистым въездом. 

А далее в нем можно и заплутать. Федеральная дорога постоянно сворачивает, знаки не везде. Если держаться строго по фурам, то это вернее, чем по знакам. 

Заправились 92-ым. На плохой дороге мотор работает как работал, выходим на хорошую дорогу, он не едет. Может у него программа зашита по атласу автомобильных дорог. Кстати, в атласе плохие участки М 53 обозначены желтым цветом, загляните. Вы удивитесь их общему километражу.

За городом дорога получше, и сразу начинает мудрить двигатель. Как будто не хватает бензина, но карбюраторы уже все перекручены, клапана перепроверены , а свечи белехоньки. Докрутили свечи до того, что на левой головке не осталась резьбы, и она у нас сделала «Ба-Бах». Стало тоскливо.

Маленький поселок при железной дороге, мы на обочине, надо что-то делать. Дмитрий пошел искать владельцев Урала. Нашел!, но у кого есть запасная левая головка? Да ни у кого! Ко мне подошли парни, у них Днепр, заинтересовались произошедшим, нарисовали неутешительную картину насчет запчастей. Парни уже начали присматриваться к нашим дугам безопасности, стартерному запуску и т.д.. Рассказали какой электричкой куда можно добраться отсюда.  Стает все тоскливее.

Приехал Дмитрий на «тайотке», головки не нашел, но нашел парня, который согласился сгонять в соседний городок , где торгуют запчастями к мотоциклам. Угнали. Подошел мужик — Александр, постарше меня, заинтересовался. Я рассказал все как на духу, а он:-«Бензины у нас такие. Всю жизнь шофером. Слушай, а ты вверни свечу с длинной резьбой и хоть до Москвы езжай». Последняя нам совсем не нужна, а вот про пару целых витков резьбы в головке я совсем забыл, и был у меня такой случай , но давно. Послал Александр этих же парней, которые уже дуги присмотрели, за свечой. Принесли 17-ю, думаю, да ладно, что есть. Поставил пару колец (третье не смогли снять с запасных свечей) и завернул. Мужик затяжку проверил, я проверил на «сопение» и завел двигатель. Работает как часы. А мужик мне говорит, что хорошо работает, что у них в поселке так ни один не работает.

Приехал Дмитрий с новой головкой, за 2 тысячи купил, да за «тайотку» отдал 300 рублей.А ему работу двигателя демонстрирую, и героя показываю. Дима даже расстроился, но наличие головки, говорю я, а не две нитки резьбы, это гарантия спокойного путешествия. Александру на пиво и благодарность, парням визитку с адресом сайта и погнали. Погонишь тут. Только выехали за поселок, двигатель опять не едет. В подъемчик только на третьей, под горку до 70-ти. Так добрались до Тайшета.

Безуспешно я искал там своего давнишнего дилера. С небольшим дождиком выехали из городка, уже смеркается. .  У моста через Бирюсу большой пост, тормозят, рассматривают. Дмитрий спрашивает: — «С Байкала на Урал едем, хотим с палаткой на ночлег встать, где посоветуете?». Пошли советы , разговоры, один предлагает на берег с этой стороны, но выбирайте: — «Справа детский дом, а слева деревня».  Мы трогаемся, и внезапно глохнет двигатель, и голос: -» Я же тебе говорю, что это все равно Урал». А я думаю: — «Если мент сказал, все равно, что сглазил». Съездили за мост, не очень понравилось, снова возвращаемся на пост. Менты улыбаются, а мы сворачиваем  на берег слева за деревней.

Я беру фотоаппарат и снимаю закат над Бирюсой. Настроение поднимается, вечер обещает быть неплохим.

Такие синие закаты я еще не снимал. Снимаю торопно, пока еще «коняшку» не распрягли.

Стемнело быстро, пока все поставили и разожгли уже стемнело.  Дров нет, костра нет. Развлечением становится река и автомобильный мост . Протока с нашей стороны медлительна и зеркальна, а вот основное русло Бирюсы стремительное и бурлящее. По звуку определяешь приближающийся автомобиль и торможение перед мостом  видеокамерами поста. И как все себя по разному ведут. Мост освещен и все как на сцене. Засыпаем не под звуки поездов, а под звуки автомобилей.

Утро без солнца. Фуры уже пошли , гремя мо мосту многочисленными мостами.. Хожу по традиции с фотоаппаратом. Наличие кругом всякого мусора от автотуристов и пикниковцев затрудняет фотосъемку.

А место  для отдыха мы выбрали удачно. Просто красиво.

Может пора выезжать?

Собираемся, запускаемся и потихоньку по поскотине выезжаем на трассу. Менты сменились, подозрительными взглядами встретили и проводили нас на мост. Окинув последнюю стоянку (уже что-то родное), едем по мосту. Немного дороги  в рамках общей Российской действительности и опять дорога М 53+.

А вот это призвание очень к месту, хотя вот и жизнь, «извините» , дорога  вроде налаживается.

Ан нет, все нормально, все в традиции. Тут грунтовку грейдируют и песочком посыпают. Потихоньку и скорость растет, правда Дмитрий пару раз разъехался по встречной со встречным, и у обоих это, кроме улыбки, эмоций не вызвало.

А это что?  Нас как-то скромно пригласили свернуть, обогнуть и вот выезжаем на ….  Здесь есть очень хорошая дорога, но на ней никого… Проехали километров десять и все снова …, на  грунт. Вот как везут Путина!

На нормальной дороге двигатель стал еще хуже, уже не везет за шестьдесят, а что происходит? Я не то что не понимаю, я уже как вызов принимаю. Чувствую, что Дмитрий уже сомневается в Викторе Николаевиче и как в конструкторе, так  и как вообще  в каких-то теориях, и … А у меня зажигание слушается, карбюраторам «все уши» выкрутили, а не везет. Тогда я поднял мотоцикл на подножку и стал крутить заднее  колесо руками, чтобы хоть что-то найти клинящее, Дмитрий смотрел на меня как на идиота. Что же не дает ехать? А вот почему патрубки горят, и глушителя желтеют? Это же позднее зажигание?  Ну да! На работающем двигателе я руками кручу зажигание- все же есть и раннее и позднее. Зажигание выставляем в который раз. Пака едет? — надо ехать.

В Канске поехали искать рынок, он в центре, но без помощи не обошлись. Заваливаюсь в ворота рынка между каких то амбалов и ищу где запчасти. Торговцы лица кавказской национальности и ни одного китайца ? Это в Канске-то? Я слышал что здесь в старые времена авиа стратеги стояли?, а сейчас ни одного военного. Покупаю  десяток бэушных спиц по пятнадцать рублей за штуку  . Забегая вперед, скажу, что ушли все.

Выбираемся, фотографируем, вот дом  времен Великого Чайного Пути. Старинных зданий немного, но есть интересные. Однако мы торопимся, сегодня должны быть в Красноярске. Обедать в городе не стали, уже начали привыкать к дорожным кафе. 

Выбираемся, фотографируем, вот дом  времен Великого Чайного Пути. Старинных зданий немного, но есть интересные. Однако мы торопимся, сегодня должны быть в Красноярске. Обедать в городе не стали, уже начали привыкать к дорожным кафе. 

Совсем крошечное внутри и нет никого, заказываем первое и чай. Проехали сегодня 160 км и заслужили пока только первую половину обеда.

Это такой послеобеденный отдых, пободаться, посниматься. Но долго задерживаться нельзя, вроде дождь с севера накатывает.

Поднимаемся на горку, а там такая масштабная стела с символом крыла самолета стоит, впечатляет.  А вот и радиолокационная станция рядышком. Точно, когда-то тут стратеги стояли.

А вон за колючкой, красавцы штурмовики. Но как-то запущено все. А стратегов видимо уже нет.

Через полчаса отполоскало десятиминутным дождем. Переодеваться не стали , а высохли по дороге, и так пару раз. Такие дождики особо движению не помеха, а разнообразие вносят. Вторую часть обеда устроили еще через сотню километров и там же вынесли решение, что надо есть арбуз, не довезем. Арбуз оказался шикарным, как он успевает вызреть за короткое бурятское лето? Осилили только половину, вторую половину оставили на ужин.

Дорога чем ближе к Красноярску, тем лучше. Но двигатель работает все хуже. Уже 50 км в гору и 60 км под гору. Под гору почему не едет? Что его держит»? Под гору сцепление выжимаю- хорошо катится и передача с коробкой не греются. Ничего не понимаю! Дмитрий на мои исследования смотрит с сожалением. Я, видимо, начинаю «сдаваться». Я не понимаю происходящего. Ну все есть, все нормально, а двигатель «садится».

Продолжаем ехать. У нас есть запасной карбюратор и запасное контактное зажигание. Завтра будем менять.

Спросили у дедушки, он и порекомендовал: — «Галька только там». И вот мы на гальке. Другого места искать не стали. На другой день увидели что ближе к городу или людно, или промзона. Главное что прямо у воды Енисея поставили палатку, дров рекой нанесло много, а тут и шикарный закат нарисовался.

Памятуя о прошлых стоянках, палатку привязали к кустам, к плоту, к камням, а к мотоциклу то по традиции.

Хорошо прошел вечер на Енисее. Мы стоим на восточной протоке, она не судоходная. Суда идут по западной протоке, только их верх виден.