Мотоцикл с коляской

Мотоцикл с коляской, как техническое решение, пришло к нам из Европы в то время когда, уже мода на него стала там проходить. Хорошо показав себя в  Советской Армии, мотоцикл с коляской с большим желанием был принят населением. В отличии от двухколесного, трехколесному навесили много функций, где главной была семейная. Дешевле, легче и проще автомобиля, не так уж жалко при мелких повреждениях, доступен в ремонте. Привлекательность коляски заставила другие известные бренды так же прицеплять их к казалось бы состоявшимся моделям. Ява, Панония, Иж старались отобрать у Урала любителей трехколесного транспорта. В некоторых странах прижились другие транспортные средства: тук-тук, моторикша, трицикл, а вот в России мотоцикл с коляской.

Более 3 миллионов только Уралов по стране.
Национальное достояние.

Мотоцикла Урал было выпущено более трех миллионов, а были еще ИЖ и Днепр. А самодельные коляски, это тоже целое явление. Даже власти в СССР это понимали. Существовал технический регламент, на основании которого транспорт ставился на учет, сейчас попробуйте… Можете себе представить двухколесный мотоцикл с прицепом сзади в мотоспорте? А с боковым? Да это самый обожаемый болельщиками мотокросс с колясками и гонки на кольце, или ипподроме. Появление трицикла ни сколько не составило конкуренции мотоциклу с коляской.

Прочитал статью в журнале МОТО за апрель 2013.

В этом году боковой прицеп (коляска) отмечает юбилей. 120 лет назад, в 1893 году, один французский журнал объявил конкурс на лучший вариант перевозки пассажира на велосипеде. Победило предложение унтер-офицера Берту, который предложил устанавливать кресло для пассажира на трубчатом треугольнике, опирающемся на раму велосипеда и дополнительное третье колесо сбоку. Надо сказать, что мотоциклисты оценили идею лишь через десять лет ? поначалу они усаживали пассажира или в двухколесный прицеп, тянувшийся за мотоциклом, или? перед водителем, в кресле между двух передних колес (чтобы он служил еще и мягкой подушкой при столкновении).
 Впрочем столь кровожадное решение быстро утратило популярность, и уже в начале ХХ века коляски для мотоциклистов завоевали всеобщее признание. Что и кого только в них не возили! Детей и жён, больных и заключенных, дрова и мороженное, навоз и цветы? В годы Первой мировой войны в боковые прицепы ставили пулеметы и носилки для раненых. А в лихие 20-е годы американские бутлегеры лихо уходили от полицейских погонь на скоростных Indian и Henderson с колясками, заполненными бутылками с виски.
 В промежутке между двумя мировыми войнами европейские компании выпускали тяжелые мотоциклы (к которым относили все, что больше 500 см3) в основном для эксплуатации с колясками. На некоторых моделях даже двигатель смещали в сторону ? для лучшего уравновешивания бокового прицепа. Тогда же создали первые конструкции с едиными рамами для коляски и мотоцикла ? но признания этот выверт не получил.
 За рубежом боковые прицепы утратили популярность в 50-е годы ? на волне всеобщей автомобилизации. Зато на ?одной шестой части суши? им было раздолье! Владеть мотоциклом с коляской в советские времена было престижнее, чем сейчас ездить на корейской иномарке. А от ?оппозитов? запрещалось отцеплять боковой прицеп вообще ? считалось, что без его помощи среднестатистический водитель с 650-кубовым 32-сильным чудищем справится не в состоянии . В 90-е мы опять пошли в противофазе с остальным миром. Презрительно заклеймив мотоциклы с колясками как ?совнархоз?, мы с легким сердцем сменили из на потрепанные ?Фольксвагены?. А за рубежом к ним потихоньку возвращался былой статус. Причины обзавестись третьим колесом были разные: кто-то не желал закрывать сезон с выпадением снега, у кого-то жена требовала хоть какого-то комфорта, кому-то элементарно не хватало чувства равновесия.
 Выпускавшие коляски компании, жизнь которых с 50-х годов еле теплилась, почуяли наживу и мигом взвинтили цены на свою продукцию. Добавим расходы на установку, сертификацию? В общем, в Европе и США позволить себе мотоцикл с боковым прицепом может лишь обеспеченный человек. Что разом подняло их статус.
 Так что третье колесо ? не всегда лишнее? 

Я конструктор мотоцикла Урал и косвенно интересуюсь колясками лет сорок.
 До интернет у меня было твердое представление, что коляски к мотоциклу стали приделывать англичане. Бралась самая легкая двухколесная коляска за лошадью и цеплялась к мотоциклу. Причем, некоторое время, второе колеса тележки не убирали. В Ирбите была самая богатая библиотека по мотоциклам колясками, особенно с изданиями для служебного пользования.
 К сожалению известный директор сдал библиотеку в макулатуру. 
 Про французский конкурс узнал не так давно уже из интернета. Полагаю, что совсем не все источники оцифровываются.
 Мотоцикл с коляской получил второе рождение именно во время первой мировой, как носитель автоматического оружия. Но наибольшие распространение мотоцикл с коляской получил в СССР, как наиболее доступный вид транспорта. Всех более впущенных мотоциклов с коляской было выпущено модели ИМЗ 8-103, более полутора миллионов.     Виктор Завьялов  6 декабря 2018г

Википедия

Мотоци́кл с коля́ской (разг. — мотоцикл с лю́лькой) — трёхколёсное транспортное средство, состоящее из двухколёсного мотоцикла и жёстко присоединённой к нему сбоку коляски (бокового прицепа) с одним колесом.

Ранее мотоциклы с коляской были популярны в качестве дешёвого заменителя легкового автомобиля, но сейчас их выпуск невелик.

В СССР массово выпускались мотоциклы с коляской марок «Иж», «Урал», «Днепр», а также импортировались мотоциклы «Ява», оснащённые колясками «Velorex».

Особенности конструкции.

Типовая пассажирская мотоциклетная коляска включает место для одного пассажира и внутренний багажник сзади. Иногда на крышке багажника крепится запасное колесо. Некоторые типы пассажирских боковых прицепов штатно могли переоборудоваться в гаражных условиях в грузовой вариант. Также производились специальные грузовые коляски (в СССР умельцы изготавливали кустарные металлические или деревянные кузова и устанавливали взамен пассажирских, особенно это практиковалось в сельской местности)

Коляску обычно прицепляют справа при правостороннем движении и слева при левостороннем (то есть коляска находится со стороны тротуара).

Читать далее…https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотоцикл_с_коляской