Фильтры КБМТС с бумажным элементом.

.

Середина 90-х годов

Товарищество КБМТС наполнено работой, заказами, но желание работать с мотозаводом у меня доминирует. Как партнер, завод ведет себя отвратительно, то не платит, то тянет с оплатой, то меняет юр. лицо, то требует немедленной поставки. А я, как верный семьянин, терплю все выходки «любимой», но готов к новым ее желаниям.

Вот подзабыл, в какой должности был Юдин Владимир, то ли главный инженер, то ли исполнительный директор, то ли директор «параллельного мотозавода», но говорили мы о поставке за рубеж партии мотоциклов неоригинального вида. То есть, Юдину хотелось поставить что-то необычное по требованию заказчика. Было это на складе сборочного цеха.

— Держи!

Смотрю, Шихов Валерий Иванович (начальник снабжения) бросил мне воздушный фильтр Вояжа. Я поймал, но с трудом, чуть не выронил. Смеются все. А Юдин и говорит:

— Вот дилеры просят фильтр с бумажным элементом, а он у нас не входит, упирается в раму. Да и в цену не входит.

— Естественно в цену не войдет, так-как на станках с ЧПУ обрабатывайте после сварки, я уже прикалывался над вашей технологией.

— Вот Виктор, фильтр нужен с бумажным элементом, но дешевый, а не такой как на Вояже.

 

—  И не такой тяжелый, чтобы поймать можно было?

— Простой, дешевый, но с бумажным элементом. Без всяких систем гашения шума, запуска. Партия мотоциклов в страны с теплым климатом. Поработай с нашей лабораторией двигателя, я распоряжение им дам.

Вдруг Тютин Валерий (директор по производству):

— А если сам будешь его делать, то нам еще лучше.

Вот так появился самый простой фильтр КБМТС –15001  Фильтр  очистки воздуха стартерный . Из инструкции:(  В основу фильтра был заложен бумажный фильтрующий элемент   РЕГОТМАС 140-1 , применяемый для автомобиля «Москвич2141» , который и задерживает частицы пыли на специальной бумажной поверхности с высокой эффективностью.)

Разрабатывался и изготовлялся он как «временный». Во первых, очень немногие верили в будущее мотозавода вообще. Во вторых, фильтр, как и мотоцикл в целом, должен будет проходить омологацию в Европе, а кто элемент в России сертифицирует?

Он правда шел с названием по латинице  КВМТС, так как все поставки шли за рубеж. Несколько позже появился фильтр с традиционной установкой на картер КПП. Этот фильтр получил аббревиатуру  КБМТС-15002.

Он и сейчас в производстве. И в сетях частенько мне по нему задают вопросы. Постараюсь не скучно ответить.

Интересно для меня, как один читающий уходит в техническую составляющую моего текста, а другой в сюжетную. Первые мне ближе, так как я и сам принадлежу к ним, но это я называю работой. То есть, когда я в четыре часа ночи отвечаю такому прочитавшему мой текст, то я работаю. А вот вторые читающие мне более приятны в четыре часа ночи, потому как с ними я отдыхаю. И все противоположно в девять утра, когда в моей деловой активности практически нет лирики.

Действительно парни, фильтр может подпирать воздушный поток и из-за непосредственно элемента. Но очень значимым местом в подпирании является сечение между стенкой корпуса фильтра и крышечкой с логотипом. Эта щель у нас в производстве менялась по разным причинам, и конечно в первую очередь человеческий фактор. В некоторые годы мы значительно уменьшали этот размер, пока кто-то «не тыкал нас носом».

Эта «щель» имеет, кстати, тоже свою историю.

Так как фильтр КБМТС создавался не в «лучшие времена», то конструкцию делали простой до примитивности: ни регулировки сечения, ни глушителя шума, ни зимы — лета. Вот размер этой щели довели на стенде мотозавода на двигателе 650 с питерскими карбюраторами К-68. Таким  фильтр пошел в серию.

Прошло лет девять, десять. Вдруг приходит от мотозавода официальная бумага, что из-за меня кто-то, где-то в далеком государстве позжигал двигателя по причине бедной смеси. Во-е!

Пришел к Курмачеву Владимиру, тогда уже исполнительному директору. Когда этот фильтр появился, Володя руководил небольшим коллективом испытателей. И вот стремительный рост, высшее образование и, естественно, разборки 90-х закрепили в нем манеры руководителя 90-х. А еще раньше мы пытливо решали общие конструктивные задачи и были приятелями.

— Вот Виктор, бумаги на тебя составляем, издержки на тебя валить будем. Не шутки, когда вся партия на рекламации. А виной КБМТС. Твой фильтр создает бедную смесь.

-Вы катали двигателя, вы настраивали, а я виноват?

— А мы причину нашли: — щель фильтра между логотипом и корпусом стала больше чем в поставляемых ранее в два раза.

— Постой Володь, ты ведь испытатель, пусть бывший, но испытатель.

— Ну давай, давай, расскажи теорию.

— Да, приходится. Ты знаешь, что смесь создает карбюратор, который и регулировки имеет и жиклеры разные, а вот фильтр ничего не имеет. По требованию завода сразу не закладывалось ничего, кроме цены.

— Но мы же не имели претензий с кубатурой 750, а вот в Африку послали 650 и пожалуйста…

— Слушай, «испытатель», ничего, что за все года поставки вы меняли кубатуры, карбюраторы разных марок и производителей. Все было хорошо? А не должно было быть хорошо. Мы давно с тобой не ведем никаких исследований, и не проводим никаких испытаний. Вы давно выбираете  и фильтр, и карбюратор, и  … по ценнику, а не по параметрам. Ты последнего конструктора полгода назад уволил. У тебя кто модельный ряд определяет? Дилеры? Снабженцы? Босс?

Замолчали. Затем я попросил таблетку от сердца. К моему удивлению, у Владимира сердечных таблеток выбор был богат.

Как-то сильно я его тогда профессионально пристыдил, но не в тюрьму же мне из-за удачной карьеры Владимира в 90-е. С тех пор отношения наши стали уменьшаться, да и поставки комплектующих тоже.

 Вот такие истории вокруг простого фильтра очистки воздуха.

Виктор Завьялов   2019