Оформляя в 2020 году экспозиции по возобновляемому проекту «Музей студия мотоциклетного проектирования», я сосчитал, это уже мой пятый мотодом. Первый мотодом я начал строить 22 года назад в конце прошлого века, а точнее в 1998 году. Продолжалось это лет десять и выразилось в два этапа.
Первый этап.
Первый мотодом я делал с Красновой. Она была начальником управления по работе с молодежью в администрации города. Проект назывался «Ирбитские забавы» и предполагал создание парка детских мотоциклетных аттракционов. По факту для проекта мы сделали паровозик и карусель. Закончился первый этап тем, что паровозик украли у управления, а карусель осталась неоплаченной. А еще Краснова сделала доклад в Германии о проекте с презентацией на немецком языке. Нами была изготовлена карета, но это уже по моей инициативе, на выпускной вечер моей дочери Надежды.
Я выделяю этот первый этап, так как инициатива была Красновой Ирины Витальевны.
Заказ от чиновника. Во, как! Оплатила, не оплатила, не в этом суть. А суть в том, что у чиновника возникло желание что-то сделать мотоциклетное для города, и появляются рассуждения о мотоциклетной культуре как таковой.
Управление покупает китайский минитрактор и заказывает нам разработать и сделать вагончики для катания детей.
Лето откатали, но какие то злодеи украли этот минитрактор с вагончиками. И милиция не нашла. После пропажи минитрактора с вагончиками о продолжении проекта не могло быть и речи.
Второй этап первого мотодома проходил уже по моей инициативе. Краснова передала нам пару найденных вагончиков в ирбитских подворотнях.
Второй этап.
Конец ХХ века и начало ХХI для большинства предприятий был гибельным, выживание конструкторских бюро было нереальным делом. КБМТС бралось за любые разработки: пресса для водочного завода, входные группы для коммерческих центров, комплекс проходной (вертушка) для режимных предприятий, стелы на границы Ирбитского района; ой!, да много чего. Детские аттракционы были в приоритете.
Созданный нами ранее двигатель для мотоцикла с жидкостным охлаждением позволил создать минитрактор, который в свою очередь создал возможность разрабатывать и изготавливать детские паровозики. Спасибо Красновой Ирине Витальевне, чиновнику, заказавшей первый такой аттракцион. Паровозиков вообще было изготовлено чуть больше двадцати. Для меня эта тема была более интересна, чем прессы для водочного завода или входная группа, хоть на немного, но ближе к мотоциклетной теме.
А еще мы делали кареты.
Мотозавод не способен был оплачивать нам поставляемую для него продукцию и расплачивался ободами или ободной лентой. Вот мы и стали изготавливать телеги и кареты с большими и маленькими колесами. Телеги были тоже на основе мотоциклетного обода и шины.
Краснова, а тогда она уже стала начальником управления культуры и спорта города Ирбита, приглашала на городские мероприятия с проектами, которые вот-вот должны уйти покупателю. Порой даже компенсировала затраты. Но мне и парням с КБМТС нравилось катать детей, быть в центе праздника. Такие праздники сплачивали наш коллектив, давали надежду на какие-нибудь заказы. Но самое главное, это детская радость и детская благодарность, они дают энергетику для работы и жизни.
Я с сегодняшнего дня явно упрощаю ситуацию, порой моя контора была на грани краха, но как-то проекты находили своего покупателя, или заказчики находили возможность для оплаты. Все есть, как есть.
А еще я пробовал оригинальничать используя мотоциклетные наработки, так появилась моточашка. При движении чашка медленно вращалась. Никто не купил — ни бюджет, ни бизнес. То есть коллекция мототехники в Ирбитских забавах пополнялась за счет непроданных проектов.
Но как-то вновь проявилась инициатива чиновника. Администрация, в лице Красновой, вдруг заказала необычный аттракцион для Ирбитской ярмарки. Дело было так.
Пригласили меня, как директора КБМТС, на городское совещание по подготовке к «Ирбитской ярмарке». Мэр долго вел диалоги, людей много, вопросы важные. А мы шепчемся с соседом о чем-то, среда не наша, и мы просто коротаем время. Вдруг меня окликает и видимо не в первый раз начальник отдела культуры Краснова.
— Виктор Николаевич, что Вы можете нам предложить? Я про аттракционы для детей с вами обговаривала.
Я после длительной и уже неприличной паузы вдруг: — «Кобыл! Кобыла предлагаю», ляпнул я чтобы прервать молчание.
— Кого? То есть это что?
— Кобыл? – Это чудище такое было. Его купцы боялись, когда на ярмарку ехали. Он в Квашнинском бору жил и нападал по ночам на отсталые обозы. Говорили, что только отставшую кобылу забирал.
— Никогда не слышала. Кобыл?
— А сейчас он как бы повинился, и будет приезжать на ярмарку детей катать.
Все совещающиеся начали переглядываться, кто повеселел, кто в недоумении. Я честно говоря даже обрадовался, что так оригинально отмазался. Мэр угрюмо смотрел в бумаги, потом запросил смету. Я не верил, что найдет он денег, поэтому не придал своему рассказу значения. Удивительно было то, что через месяц нашлись деньги на аванс, и от меня затребовали не только бумаги, но и срочной работы.
И вот! Я купился еще раз, так как кроме аванса город средств не нашел, а я естественно сделал Кобыла уже полностью. Опять на свои.
Кобыл получился милым существом, но когда его раздевали, он становился механическим монстром. Конструкционно он был одноколесным тягачом, запряженным в большой вагончик.
А почему Кобыл? Был у меня старший товарищ конструктор Гейслер Петр Неонович, который нам, конструкторам, доказывал, что вездеход должен быть одноколесным и именовал его Кобылом. Вот я и решил проверить идею Петра Неоныча. Конкретне о идее? – Здесь: http://motoirbit.ru/nemec/
Контора КБМТС находилась на окраине города, нам всегда проблематичным было доставить все мото-аттракционы в центр на праздник. Очень часто нас выручала ГАИ или потом ГПДД. Сопровождали без договоренности, без оплаты. Мне такое отношение нравилось, но полдня уходило на транспортно-погрузочные работы.
Затраты я тоже умел считать, и вот как-то пришел к мэру (Шатравка Григорий Семенович) проситься на постой в неработающий городской кинотеатр. Он находился на площади, где большинство праздников и проходило. Он дал «добро», и мы разместили свои мотоаттракционы прямо в кинозале из-за удобства заезда и выезда.
2003 год был наиболее насыщен нашим участием в проекте Ирбитские забавы. Практически каждые летние выходные на площади катали детей.
Весной 2004 года избирается новый мэр Гельмут Андрей Теодорович, «и ко мне пришли». Пришли его соратники (как в Собачьем сердце Булгакова) отбирать кинотеатр. К их удивлению, я отдал ключи и съехал со всеми аттракционами без каких либо разборок.
Это конец мотодома № 1. Новому мэру не нужны были детские аттракционы, а может, только наши не нужны. Все что делалось при старой администрации, отторгалось новой. Кстати здание кинотеатра стоит заброшенным до сих пор.