Поздно увидел статью «Интервью главы ИМЗ Ильи Хаита для сайта RideApart.», когда комментариев к статье было за 50.
Набросал свой, стер, снова набросал и снова стер. Статья взволновала, и я решил ответить статьей.
Написал статью, но она оказалась большой, в которой раскрывал отношения Завьялова и Хаита, КБМТС и Мотозавода; и в конце концов отношения между теми, кто хотел сохранить, и кто схоронить. И как-то получилось больше не про Хаита, а про людей, город и страну. Но это лучше для книги а не для байкпоста.
И снова читаю интервью и реагирую на некоторые цитаты.
«Урал смог вернуться в строй без советского управления “из центра”.» (из вступления)
Куда вернулся? Откуда вернулся? Урал уделан Хаитом в мастерскую ретро. Вот почитайте начало интервью:»Когда я приехал туда, я ужаснулся. ИМЗ был огромным. Это была большая, автономная, типично советская фабрика, которая производила все детали сама и содержала для этого 10000 человек. На пике производительности у завода получалось собирать 130000 мотоциклов в год. И на то время это, наверное, был самый большой мотопроизводитель в Европе.»
А сейчас Урал самый маленький, или кто-то знает мотопроизводителя еще меньше? Ужас Хаита в чем? Много людей занято, много мотоциклов выпускают — это ужас Хаита.
«Он (завод) закрылся на 6 месяцев, и мы уволили примерно ⅔ сотрудников. Это было жестоко, и я до сих пор чувствую ответственность за тех людей и за завод. Это чувство ответственности — причина, по которой я решил участвовать в выкупе, и когда мои партнеры вышли из сделки, я остался один. Я думаю, что я был самым ответственным в группе, поэтому и застрял во всем этом.»
Хаит для Ирбита — как Чубайс для страны. По мнению ирбитчан, в те годы завод приобрел Бендукидзе, дабы продать по частям. Консультанта Вы знаете. Первым лакомым куском была линия штампов «Erfurt». По разговорам в администрации завода, что продажа этой линии «отбила хозяину» все затраты, и он готов был бросить завод в прямом смысле. Вообще, для Бендукидзе мотозавод был ничтожно мал, его больше интересовал Уралмаш.
Почему Хаит остался на заводе после ухода Бендукидзе, для меня загадка. Завод находился в стадии лихорадки: менялись названия, выводились активы с конторы на контору, был рейдерский захват, оборудование сдавалось в металлолом цехами и т.д., и т.д… В итоге хозяином остатка стал Хаит.
Боюсь читателей утомить цитатами, но еще некоторые:
«Мы определили три основных области, в которых могли что-то существенно изменить: качество комплектующих, разработка и конечная сборка.»
«У него были свои лаборатории и литейные, и он делал все, от пластика и поршней до фар и проводов. Каждая деталь мотоцикла была сделана на ИМЗ.»
Провода конечно не делали, как и не делали все электрооборудование, хотя я не думаю, что Хаит знает техническую суть этих терминов. А на общий фон цитат можно спорить до бесконечности, но вот пара замечаний:
— То, что мотозавод тогда продал или передал на условиях, работает до сих пор. Зачем продавали то, что работает до сих пор: литейка, кузница, цех пластмасс и так далее? Срубили денег? Может вложили во что-то?
— «Разработка»? Когда исполнительный директор Курмачев уволил последнего конструктора и на мое удивление заявив, что будет пользоваться моими услугами, то мои сомнения сменились аксиомой: — бренд Урал весь в прошлом, настоящего не будет. Хаит будет продавать исторический бренд, а не мотоцикл.
А вот картинка того времени, когда Хаит пришел на завод, когда были еще конструкторы и технологи, и система продаж по всему миру была. Но пришел спаситель.
Вот такую памятку отдали мне рабочие, делающие перепланировку бывшего зала отдела конструктора в общественное заведение. Еще принесли сломанную табличку «ОТДЕЛ ГЛ. КОНСТРУКТОРА».
«И в завершении был процесс сборки. Было очень сложно улучшить этот процесс и внедрить современные стандарты контроля качества. Это было связано с привычками и немного с наследием. Рабочие так долго делали одно и то же, что им не хотелось меняться. Русские могут быть упрямыми. Они думали, “зачем нам меняться, если мы так всегда делали?” Конечно мы все сделали. Наши изменения существенно улучшили качество мотоциклов.»
ДА, да, да! Как много болтовни было за эти все годы по слову «качество». Я даже бывал на совещаниях по качеству, где и с меня его спрашивали, но определяющим была цена. Цена — это было главное качество. Я помню, как выбирался не только фильтр, но и карбюратор и многое другое. При Тряпичкине мне предложили роль главного эргонометриста- это было тоже качество. Я даже поработал с неделю, только тогда понял, что меня взяли для решения межсобойных дел — а не для качества.
И последнее:
— » Я горд, что мы уважительно относимся к нашему наследию и движемся в будущее. О, ну и еще я горжусь что мы пережили кризис 2008-го года. В январе 2009-го мы продали четыре мотоцикла. Мы шутили, что это не так-то уж и плохо, ведь мы продали больше моделей, чем Роллс-Ройс.
Он горд. За то, что мотоцикл Урал перестал быть народным. За то, что город Ирбит перестал быть мотоциклетным.
На счет будущего. Из года в год Хаит объявляет новый модельный ряд, вытаскивая старые решения 70х-80х, касающихся внешности. Брембо, впрыск и другие новшества — это требования законов по безопасности и экологии. Конструктор и дизайнер — уволены. Или это какое-то американское будущее?
В пафосе сравнения ретро мастерской с Роллс Ройсом вся суть его интервью и статьи в целом.
Спасибо дамы и господа за внимание. А книгу о ИМЗ мы напишем.
22 июня 2018